Давно хотела рассказать вам про нашу с Таро ночную вылазку в глубь тропического острова Ищигаки, на любование цветением дерева "сагарибана" ("спускающиеся цветы"). Это было удивительное приключение в ночных джунглях!
Надо сказать, что когда путешественники прилетают на остров и берут в аренду машину, всегда с ключами и документами им выдают кипу красочных журналов и буклетов. Из них можно узнать всё о жизни острова: о ресторанах и кафе, традициях, мифах и легендах, сезонных фруктах, опасных обитателей моря и о том, цветение каких растений можно увидеть в тот или иной месяц.
Так получилось, что наш приезд в июне совпал с цветением редкого и нежно любимого островитянами цветка - сагарибана.
Аборигены называют этот романтичный цветок, распускающийся только во тьме, "призрачным". На японском цветочном языке "он говорит": "Приношу удачу".
Призрачный цветок - особая июньская достопримечательность Ищигаки, все, кто приезжает сюда в период его цветения - обязательно едет на ночные экскурсии в парки, где растут эти деревья. Но надо торопиться, ведь благоухающие цветы недолговечны - к концу ночи они опадают.
Это удивительное растение - Баррингтония Азиатская (Barringtonia Asiatica), еще оно именуется "рink рowder рuff", что означает "розовая пуховка для пудры", другие названия: пуховое дерево, мангровая принцесса, ночная фея.
Растение семейства лецитисовых встречается в тропиках - образует целые леса на побережьях Индийского и западной части Тихого океана. Это мангровое дерево вырастает до 15-20 м в высоту в соленой прибрежной воде. Существует 56 видов, а названо оно так в честь ботаника 18 века - Дейнса Баррингтона.
Фотоохота на саганибана - дело непростое, но увлекательное. Как рекомендуют в журналах, надо заранее выбрать дерево с бутонами (растение, говорят, цветет не каждый год) и дождаться ночи!
На Окинавских островах встречаются целые заросли баррингтонии. Одна из рощ находится в мангровых водно-болотных угодьях о. Ищигаки.
Как же нам с Таро не терпелось увидеть распускающиеся "цветы-пуховки"! Ведь даже не искушенному в ботанике путешественнику было бы любопытно понаблюдать за этим редким явлением, полюбоваться красотой воздушных цветов. Поэтому еще утром мы отправились "на разведку", чтобы ночью можно было легко найти заросли деревьев сагарибана. Выехали в глубь острова и сразу же сбились с пути.
Зато оказались на прекрасном пляже и увидели купание коней.
Видео:
Местные организуют и такие вот экскурсии для отдыхающих. Жителю суматошного мегаполиса проехаться верхом на лошадке по безлюдному пляжу, да еще в кристально-чистой воде бирюзового моря - одно удовольствие!
Мы с Таро недолго любовались этим необычным зрелищем и видами прекрасного пляжа, у нас была цель - найти парк призрачных цветов, поэтому, немного поплавали и отправились дальше.
Мы бы еще долго искали "баррингтониевую рощу", если мне не пришла идея остановиться у почты и спросить у местных, где же здесь у них растет сагарибана? Пожилая чета - старик и старушка, отложив свои дела, указали нам путь, попросив следовать за их машиной.
Так выглядит дерево утром.
Днем цветов сагарибана не было видно, кистевидные соцветия свисали вниз, на них были круглые бутоны.
Местные старожилы сказали, что пушистые цветочки раскрываются ночью и источают приятный аромат, да такой, что можно от него даже опьянеть! Встречаются белые, светло-розовые, желтоватые и ярко-розовые цветы. Но днем цвет в бутонах, конечно, не разглядеть, надо дождаться ночи.
Вообще-то на острове и днем на прибрежном песке нередко можно увидеть опавшие цветы баррингтонии. Даже увядшие они сохраняют тонкий аромат и выглядят изысканно - такие вот шелковые кисти.
Замечали мы эти "кисти" и плавающими на поверхности реки. Слышали, что до короны в период цветения сагарибана на острове проводились ночные экскурсии на каноэ по водной глади, усыпанной опавшими цветами.
А еще мы узнали, что с древности аборигенам было известно, что древесина и корни сагарибана ядовиты, они использовали их для изготовления яда (кокосовый орех - противоядие).
В лечебных целях - семена и кору, обладающие свойствами, близкими к хинину, применяли от малярии. Молодые листья шли в пищу.
Корень дерева в народной медицине известен своими охлаждающими свойствами, а из измельченных плодов готовили наружные средства для лечения кожных заболеваний. (Необходима консультация врача).
Ну а чаще всего островитяне применяли ядовитые плоды и кору сагарибана для ловли рыбы. Из семян, богатых сапонинами, рыбаки готовили порошок, клали его в полотняный мешочек и бросали в воду, и через какое-то время всплывала рыба - сапонины парализовали ее, нарушали функцию жабр. Сейчас этот способ рыбалки запрещен в Японии.
И вот наступила ночь, и мы с Таро снова приехали в эту рощу. Здесь было очень темно, фонарей не было. Но джунгли не спали - вокруг были слышны жуткие звуки...
А какое здесь было потрясающее звездное небо! Небо Ищигаки!
Мы не сразу смогли оторваться от него, долго смотрели на звезды...
Но нас привлек волшебный аромат, не заметить его было невозможно! Нежный ванильный запах источали распускающиеся в ночи цветы.
Они были такие крупные, воздушные, похожие на всполохи салюта! В кромешной темноте их хотелось долго-долго разглядывать, подсвечивая фонариком. Зрелище удивительное - множество шелковистых ароматных тычиночных нитей, концы которых украшены мелким золотым бисером пыльцы!
Ночные джунги и необыкновенные, душистые цветы - все это казалось волшебным сном! Добавляла интриги мимолетность их цветения, отражая недолговечность призрачного цветка. Картина настраивала на философский лад, навевала мысли о бренности и скоротечности жизни... При этом изысканный аромат с нотками ванили и белой акации опьянял и кружил голову.
Надо сказать, что запах нектара ночных цветов привлекал не только нас - любопытных туристов, но и ящериц, издающих интересные трели.
А еще летучих мышей, ночных бабочек и разных необычных насекомых.
Например, вот такое насекомое, похожее на пол-арбузика живенько так ползало и с хрустом поедало листья баррингтонии.
Вооружившись фонариком, мы с Таро прошли вглубь чащи, мне было страшновато. Сагарибана растет у самой воды, слышалось как в ее корнях кто-то копошится...
Над нашими головами на мягких крыльях то и дело пролетали какие-то ночные птицы и огромные летучие мыши-"о-окомори", громко квакали лягушки, трещали насекомые. Было слышно, как перекликаясь друг с другом, ухают совы.
Под ногами кто-то сильно шуршал... Таро посветил фонариком и показал мне огромных тропических тараканов! Вот такая жуть!
Пока гуляли по парку, рассматривали насекомых, любовались цветами и звездным небом, заметили, что рядом припарковалась маленькая машина с местными номерами. Из нее вышла юная девушка в белой ночной сорочке.
Она, не обращая на нас внимания, словно сомнамбула, уверенным шагом направилась в чащу. Бесстрашной японке не было жутко одной темной ночью в тропиках.
Я была удивлена, Таро тоже. Он шепнул: "Наверное, это местное приведение!"
Мне было не до смеха.
Когда девушка вышла из рощи и оказалась с нами на одной тропинке, я поздоровалась с ней (наверное, даже больше для того, чтобы убедиться, что она не призрак). Японка ответила. Мы обменялись восторженными замечаниями о красоте и аромате ночных цветов, после чего девушка села в машину и уехала.
Нам с Таро еще долго не хотелось покидать это волшебное место - ходили и рассматривали цветы.
Так что хочу сказать... Когда любуешься в ночных джунглях призрачной сагарибана, источающей головокружительный аромат, создается впечатление, что попадаешь в нереальный фантастический мир! А утром трудно бывает поверить, что это был не сон.
Уважаемые читатели моего блога!
Сейчас Дзен показывает статьи, посты и видео только подписчикам, поэтому буду благодарна всем, кто подписывается и делает репосты - в настоящее время это важно! Пожалуйста, делитесь публикациями, подписывайтесь, чтоб не потеряться и не пропустить новые статьи, буду признательна всем, кто проявляет активность в комментариях.
Группа в ВК - https://vk.com/my_nippon
Также, возможно, интересно будет почитать: