Фигура первой жены Василия III, отца Ивана Грозного, сейчас почти забыта, а ведь эта женщина, а также события, с нею связанные, были часто первыми в истории Российского государства. И хотя она сама особого влияния на государственные дела не оказывала, ее судьба, сложись она иначе, и ее тайна, достоверно не разгаданная до сих пор, могли бы по-иному развернуть историю России.
Замуж за Великого князя
В 1505 году русский престол перешел к Василию III, сыну Ивана III и византийской царевны Софьи Палеолог. Василию было уже 26 лет, и он решил срочно жениться, тем более, что «полноценным» государем на Руси считался лишь женатый правитель.
Чтобы Великий князь выбрал себе невесту, в Москве собрали 500 самых красивых девушек – это был первый в истории России смотр невест, организованный по примеру смотрин невест византийских императоров. Выбор Василия пал на Соломонию Сабурову. Девушка происходила из старинного, но обедневшего московского боярского рода. Это было впервые в истории Московского государства: государь взял в жёны не княжну или иностранную принцессу, а боярскую дочь.
Княгине было 15 лет. Она отличалась редкой красотой, при этом была скромна и благочестива. Василий и Соломония жили в любви и согласии, их брак длился около 20 лет. Мешало счастью отсутствие наследников, что очень беспокоило Василия. Он не хотел отдавать престол родственникам, поэтому даже запретил братьям жениться до тех пор, пока у него не родится сын. Но долгожданный наследник так и не рождался, что грозило стране большой смутой.
Государев развод
Супруги ездили по монастырям на богомолье, молились о чадородии. Соломония лечилась травами, но результатов не было. Злые языки говорили, что она даже приглашала колдунью, которая не смогла сделать так, чтобы Соломония родила, но дала великой княгине заговоренную воду, чтобы муж любил ее как прежде. Но и это не помогло.
Решил Василий развестись с Соломонией и сослать ее в монастырь. Для Руси это был беспрецедентный случай. Во-первых, один из супругов мог уйти в монастырь только при их обоюдном согласии. Но Соломония уходить в монастырь не собиралась – она всячески противилась этому решению. Во-вторых, даже если жена уйдет в монастырь, пока она жива, о новом браке речи быть не могло.
Но Василий III твердо решил развестись, ведь он уже присмотрел себе невесту - шестнадцатилетнюю красавицу Елену Глинскую, дочь литовского князя. Бояре поддержали великого князя, но митрополит Варлаам и другие священнослужители были не согласны с волей государя. И тогда Василий их просто отправил в ссылку. Это был первый в русской истории случай, когда митрополита лишили сана.
Несмотря на сложности, в 1525 году развод состоялся.
Насильный постриг
И отправили Соломонию подальше от Москвы - в Суздальский Покровский монастырь. Постриг был совершен насильно.
Соломония была категорически против и сопротивлялась до последнего. Она царапалась, отбивалась, пока ей стригли волосы, потом сбросила на пол монашеское одеяние и топтала его ногами. Усмирили ее только при помощи плети – один из бояр ударил ее со словами: «Как ты смеешь противиться воле государя?».
Соломония неожиданно притихла, но сверкнув глазами, сказала: «Бог отомстит моему гонителю!». Так великая княгиня Соломония стала инокиней Софией.
А был ли мальчик?
А через несколько месяцев по Москве поползли слухи. Говорили, что в монастыре бывшая великокняжеская жена родила сына - царевича Георгия.
Василия эти слухи очень беспокоили и в монастырь была отправлена комиссия из доверенных дьяков. Результаты расследования были скрыты, но, судя по всему, они были в пользу бывшей великой княгини, а Василий вынужден был признать, что Соломония родила сына. Подтверждают это несколько фактов.
Так, монастырь, где находилась инокиня Софья, получил в подарок село Павловское Суздальского уезда. Сама Софья тоже получила подарок - село Вышеславское. А спустя год, в апреле 1527 года, у Фроловских (Покровских) ворот Москвы Василием III была построена обетная церковь во имя св. мученика Георгия. Точно такая же церковь была поставлена им через год после рождения Еленой Глинской сына Ивана на Старом Ваганькове.
Так почему же Василий не забрал сына, которого признал? Тем более, что молодая жена родила ему сына Ивана только через 4 года.
Не забрал он сына потому, что Соломония не захотела его отдавать – она очень боялась за его жизнь, так как понимала, что Глинские постараются его убить. Приехавшим боярам она не показала мальчика под предлогом, что бояре недостойны его видеть, а вскоре отдала его на воспитание верным людям, а всем объявила, что ребенок умер.
Бывший муж легко поверил – ведь так было удобнее, можно было спокойно жить с молодой женой и ждать других наследников.
Подтверждением того, что сын у Соломонии был, но он не умер во младенчестве, может служить следующий факт.
В 1934 году в Покровском монастыре г. Суздаля проводились раскопки, и рядом с гробницей старицы Софии была найдена небольшая безымянная гробница. Захоронение было вскрыто, и, к всеобщему удивлению, вместо скелета внутри лежала полуистлевшая деревянная кукла в шелковой мальчишеской рубашечке. Как раз такие рубашки носили в XVI веке дети царского рода 3-4 лет. Так кому понадобилось ложное захоронение? Для чего нужно было инсценировать похороны? Не для того ли, чтобы скрыть то, что ребенок жив?
Дальнейшая судьба инокини Софии
Пока Василий III был жив, София жила в монастыре достаточно спокойно. В 1533 году он умер. Елена Глинская понимала, что Соломония и ее возможный сын были для нее очень опасными соперниками и претендентами на престол. Поэтому инокиня София была сослана в Каргополь, и до смерти Елены Глинской содержалась в тюремных условиях. Потом она опять вернулась в Суздаль.
Умерла Соломония в 1542 году и через 8 лет была признана святой.
Так был у Соломонии сын или нет? Эту тайну она унесла с собой. Но если все-таки был – то что с ним стало? О судьбе возможного старшего брата Ивана Грозного в следующей статье.