Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Это было время Второй мировой войны, и у союзников заканчивались основные ресурсы, необходимые для строительства военной и военно-морской техники. Одним из них была сталь.
В Северной Атлантике британский флот наносил удары по немецким подводным лодкам. Немецкие подводные лодки с угрожающей скоростью перехватывали и топили корабли снабжения союзников, направлявшиеся через океан. Самолеты могли защитить корабли, но их нельзя было перебросить посреди океана без авианосцев, а эти штуки огромные и требовали для производства огромного количества стали, которой не хватало. Что было необходимо, так это способ для самолетов приземляться и дозаправляться, не перенапрягая и без того напряженную экономику Британии.
Британский ученый по имени Джеффри Пайк, работавший в штабе объединенных операций советником главнокомандующего лорда Маунтбеттена, придумал фантастическую идею: сделать авианосец изо льда. Лед твердый, он не тонет, а любое повреждение можно легко исправить на месте, просто приморозив новые куски льда.
Пайк, имевший склонность к возмутительным идеям, предложил отрезать большой кусок арктического айсберга и отбуксировать его в океан. С выровненной поверхностью лед мог бы служить посадочной площадкой, а если бы они могли выдолбить в центре большую нишу, то она стала бы идеальным местом для укрытия самолетов.
Каким-то образом Пайку удалось “продать” идею лорду Маунтбэттену, который смог убедить Уинстона Черчилля в том, что войну можно выиграть с помощью льда. Черчилль дал добро, и проект получил кодовое название «Проект Аввакум», отсылка к стиху из библейской книги Аввакума.
Авианосец, задуманный Пайком, должен был иметь длину 609 метров, ширину 91 метр и весить более 2 миллионов тонн. Он должен был быть оснащен 40 двуствольными башнями и многочисленными легкими зенитными орудиями. Взлетно-посадочная полоса могла вместить до 150 двухмоторных бомбардировщиков или истребителей. Была одна большая проблема: лед таял, но у Джеффри Пайка было решение и для нее. Огромная система охлаждения, состоящая из сложной сети труб, будет перекачивать охлажденный хладагент по всему кораблю, чтобы предотвратить таяние льда.
Вскоре на озере Патрисия в канадских Скалистых горах был построен прототип длиной 18 метров и весом 1000 тонн. Система охлаждения мощностью в одну лошадиную силу обеспечивала достаточную прохладу корабля, чтобы продержаться все летние месяцы.
В ходе испытаний возникли некоторые новые проблемы. Лед хоть и твердый, но хрупкий. Кроме того, лед деформируется под давлением, и такой большой корабль, как Аввакум, прогнется под собственным весом. По счастливой случайности два исследователя из Бруклинского политехнического института в Нью-Йорке совершили прорыв. Они обнаружили, что если древесные опилки смешать с водой и заморозить, то полученный материал будет в четырнадцать раз прочнее обычного льда и прочнее бетона. Эксперименты показали, что этот новый материал обладает высокой устойчивостью к сжатию, сколам и даже пулям. Его можно было легко обрабатывать и отливать в формы, а при погружении в воду он образовывал на своей поверхности изолирующую оболочку из влажной древесной массы, которая защищала внутреннюю часть от дальнейшего таяния. Этот чудо-материал был назван Пайкерит в честь Пайка.
История гласит, что однажды в конце 1942 года Черчилль купался у себя дома, когда лорд Маунтбеттен ворвался в его ванную и бросил в ванну кусок пайкерита. В течение следующих нескольких минут они с изумлением наблюдали, как лед отказывался таять в теплой воде.
Другая история, связанная с восторженной демонстрацией нового материала лордом Маунтбеттеном, произошла во время конференции в Квебеке в 1943 году. На конференцию лорд Маунтбеттен принес два блока, один из льда, а другой из пайкерита, и поставил их оба на земля. Затем без предупреждения он вытащил пистолет и выстрелил в глыбу льда, разбив ее на куски. Затем он повернул пистолет к пайкериту и выстрелил. На этот раз пуля срикошетила от блока и зажужжала вокруг ног наблюдателей, как разъяренная пчела. Пуля задела штанину адмирала Эрнеста Кинга и попала в стену.
Чудесный материал был именно тем, что нужно было Джеффри Пайку для успеха проекта Аввакум. Планы по строительству авианосца были ускорены. Было определено, что для каждого корабля Аввакума потребуется 300 000 тонн древесной массы, 25 000 тонн древесноволокнистой изоляции, 35 000 тонн древесины и 10 000 тонн стали. Первоначальная стоимость оценивалась в 700 000 фунтов стерлингов.
Но по мере разработки проекта стало очевидно, что потребуется больше стальной арматуры, а также более эффективная изоляция, и смета расходов выросла до 2,5 миллионов фунтов стерлингов (более 100 миллионов фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах). Рулевое управление также вызвало некоторые проблемы. Такой массивный корабль имел бы ограниченную маневренность и максимальную скорость всего в 6 узлов.
Но самой большой проблемой было само сырье. Как и сталь, само дерево было в дефиците, и создание даже одного Аввакума серьезно повлияло бы на производство бумаги. Добавьте к этому сложность строительства, изоляции и охлаждения такой большой конструкции, что потребовало бы времени и рабочей силы, которые ни один из союзников не мог себе позволить.
В конце концов, проект Аввакум был свернут, и были предприняты более практические шаги, такие как создание аэродромов на Азорских островах, что облегчило охоту на подводные лодки в Атлантике, добавление топливных баков большего размера к британским самолетам для увеличения времени патрулирования над Атлантикой и увеличение количество эскортных авианосцев.
Сегодня единственные материальные остатки проекта Аввакум лежат на дне озера Патрисия в провинции Альберта, Канада, где проходили испытания прототипа. Водолазная экспедиция на этом месте в 1985 году обнаружила деревянные стены корпуса, невероятное нагромождение воздуховодов, а также большое количество битума, использованного в качестве части изоляции, и подводную табличку, посвященную проекту.
#история #интересные факты #вторая мировая война