В воскресенье, 9-го сентября 1990-го года, отец Александр Мень, как обычно, спешил на утреннюю электричку, чтобы поехать в храм. Вот уже ровно двадцать лет он служил в этой маленькой церкви в Новой Деревне, что в 30 километрах от его дома. Вскоре его, истекавшего кровью, у калитки обнаружила жена. Смертельная рана на затылке была нанесена топором.
В то время, наверное, не было в нашей советской стране более пламенного и горячего проповедника, чем протоиерей Александр Мень. С тех пор как появилась возможность говорить о Боге открыто, он спешил воспользоваться каждым шансом – лекции, встречи, выступления по радио и даже по телевидению. Казалось, отец Александр Мень чувствовал, что на эту проповедь в режиме нон-стоп ему было отведено всего два года. За неделю до убийства он открывал детскую воскресную школу такими словами: «Дорогие дети! Вам известно, что однажды вы умрете».
Воспитанный глубоко верующей мамой, Александр Мень начал тайно изучать богословие, когда еще учился в школе. А первый, "юношеский", вариант своей самой знаменитой книги – «Сын Человеческий» - написал в 15 лет. Позже он отпечатал ее на машинке, оформил вырезанными из журналов картинками и стал распространять среди знакомых. Всю программу семинарии юный Алик Мень освоил сам, поэтому после школы пошел в обычный институт – пушной-меховой. Он закончил его, познакомился там с будущей женой, но диплома так и не получил – не смог покривить душой на госэкзамене по коммунизму. И тогда Александр решился пойти в дьяконы.
Он начал свое служение в подмосковном Одинцове. Там, с женой и годовалой дочкой, им пришлось поселиться в ветхом доме с обледеневшими стенами. Молодая семья перенесла немало испытаний в этих суровых условиях, но Александр был примерным супругом – сам копал картошку, носил белье в прачечную, мыл посуду.
В 60-м году он принял священный сан и получил новое назначение – в другое подмосковное село, Алабино, куда они переехали уже вчетвером - с женой, дочкой и сыном. Именно здесь вокруг отца Александра начнут собираться люди. Активные христиане создадут маленькую общину, которую между собой будут называть «аббатством». В те годы Библия была недоступной книгой – она не продавалась в книжных магазинах, можно было достать только дореволюционные или заграничные издания. Так что когда люди собирались у отца Александра читать Евангелие, они ощущали родство с первыми христианами. «Аббатство» очень скоро разогнали, отца Александра со скандалом перевели на новое место – в Тарасовку, а вскоре и в Новую Деревню, что по Ярославской дороге. Там, в Церкви Сретения Господня, он и будет служить Богу до конца своих дней.
Иерей Александр поставил себе целью достучаться до поколения «до 16-ти и старше» – советской молодежи, которая уже избавилась от иллюзий "светлого будущего" при коммунизме. Людей, которые приезжали к нему в подмосковную глушь, становилось все больше.
Из документального фильма "Протоиерей Александр Мень. Проповедники"