Акванавта Анатолия Сагалевича знает каждый, кто смотрел фильм «Титаник» Джеймса Кэмерона
Будущий знаменитый покоритель глубин, которого калининградцы считают своим и даже земляком, родился 5 сентября 1938-го в Чернигове, затем жил в Балашихе. Не самые морские места. Зато – верные книжки он в детстве читал. А Ихтиандр и капитан Немо плохому не научат.
Анатолий Сагалевич, грезивший подводными путешествиями, после судостроительного техникума и энергетического института в 1965 году стал младшим научным сотрудником в Институте океанологии имени П. П. Ширшова. И вот уже более 45 лет (!) руководит там лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов (ГОА).
Институт океанологии почти всю свою историю связан с Калининградской областью. Его символ, первое и самое известное научно-исследовательское судно, – «Витязь» (бывший немецкий «Марс»), после выхода на пенсию ошвартовавшийся возле Музея Мирового океана. Более 60 лет работает в Калининграде Атлантическое отделение Института океанологии. У москвича доктора технических наук профессора Сагалевича значительная часть жизни в профессии тоже связана с крайним западом России.
В середине 70-х Сагалевич пару лет провёл в Канаде, где по заказу СССР строились два аппарата «Пайсис» для работы под водой. Запад и тогда по инициативе США ограничивал попадание к нам передовых технологий. Потому «Пайсис-VII» и «Пайсис-XI» в полной комплектации мы получить не могли, и Сагалевич должен был довести их до ума.
Справился он с этим успешно. А уже в 1977 году в составе экипажа «Пайсис-XI» изучал озеро Байкал. И наряду с подтверждением версии о происхождении Байкала был установлен рекорд (на то время) погружения в пресной воде – 1400 метров.
А в начале 80-х носителем «Пайсисов» стал новый научный флагман «Академик Мстислав Келдыш», приписанный к порту Калининград. И в ходе шести экспедиций с 1982 по 1986 год «Пайсис-VII» совершил 83 погружения, «Пайсис-XI» – 94. Велись же исследования и в Атлантике, и в Индийском океане, и в Тихом.
Однако «Пайсисы» могли погружаться на глубину только до 2000 метров. Как следствие, многое нашим исследователям было недоступно. А вот если создать аппараты, способные погружаться на шесть километров, то это – уже 98,5 процента дна Мирового океана…
Построить и получить ГОА «Мир» оказалось ещё проблематичнее, чем «Пайсисы». После серии отказов строить согласилась только одна финская фирма. При этом процесс пошёл лишь потому, что американские эксперты сочли советский проект (в разработке которого участвовал и Сагалевич) неосуществимым. В общем, пусть одни впустую помучаются, а другие зря потратят кучу денег.
Когда же всё получилось, иностранные «друзья» стали добиваться, чтобы эти не имеющие аналогов аппараты не попали в СССР. Буш-старший (в ту пору ещё вице-президент США) даже специально обращался к президенту Финляндии.
Фирме, построившей уникальные ГОА, в итоге пришлось закрыться. Тем не менее «Мир-1» и «Мир-2» были переданы заказчику. Носителем их также стал «Келдыш» (кстати, тоже построенный в Финляндии). А принимал аппараты, разумеется, Сагалевич. И в 1987 году «Мир-1» под его управлением установил новый рекорд для отечественной океанологической науки – состоялось погружение на глубину 6170 метров!
– Мы тогда провели под водой 14 часов, – рассказывал Анатолий Михайлович, – успели на дне даже позавтракать.
С 1989 года Сагалевич стал главным по «Мирам» и начальником экспедиций «Келдыша». Однако занимался не только наукой. Так, в том же 1989-м первый раз (а всего было семь экспедиций) он обследовал затонувшую атомную подводную лодку «Комсомолец». И это по его технологии там была проведена герметизация радиоактивных зон. А в 2000 году ему пришлось осматривать погибшую АПЛ «Курск»…
Впрочем, были и совсем другие работы. И, конечно, самая известная из них – это помощь в съёмках фильма «Титаник».
На сегодня «Миры» отошли от дел. «Мир-1» стал экспонатом Музея Мирового океана, «Мир-2» планировалось выставить в музее Института океанологии. При этом оба якобы можно вернуть в строй, если понадобится. И специалисты говорят, что «Миры» по-прежнему – лучшие. Не просто так, короче, именно к нам обратился Джеймс Кэмерон, когда задумал снять «Титаник».
Вот и российская премьера «Титаника» состоялась 7 февраля 1998-го в Калининграде, причём прошла с участием Кэмерона. И он, в частности, сказал:
– Пять лет назад я приехал сюда впервые, и это было началом того путешествия, которое сегодня заканчивается. С Сагалевичем мы стали большими друзьями.
Отметил режиссёр и тот факт, что вскоре после их знакомства в 1992 году Анатолий Михайлович прислал ему телеграмму, в которой изложил концепцию будущей картины.
– Поэтому ему – особая признательность, – сказал Кэмерон. – Доктор Сагалевич содействовал тому, чтобы я создал фильм о человеческом сердце.
И какой же по залу кинотеатра «Заря» прокатился вздох, когда на экране возник «Келдыш» с крупно написанным на борту портом приписки: Калининград. А когда «Титаник» вышел в прокат, российские зрители в этом месте начинали аплодировать. Да и весь мир увидел, благодаря кому удалось столь круто снять лежащий на дне легендарный лайнер.
А Сагалевич ведь и снялся в «Титанике» – в роли самого себя. И такой он там естественный, убедительный. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь наш герой не только «физик», но и «лирик». Пишет песни и исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре. Правда, обычно он это делает в узком кругу. Однако как-то согласился дать мини-концерт в Музее Мирового океана – для акванавта устроили творческий вечер, приурочив ко Дню воды. Я был среди слушателей и могу ответственно заявить: душевно получилось.
А в 2007 году Сагалевич снова заставил весь мир говорить о России, заодно опять вписав в историческое событие Калининград. 2 августа 2007-го на дне Ледовитого океана в точке географического Северного полюса на глубине 4261 метр был водружён российский триколор. Аппаратом «Мир-1», нырнувшим в ледяную тьму, управлял Сагалевич. А флаг из титановых сплавов (потому коррозия ему не страшна) сделали в калининградском ОКБ «Факел».
Как водится, на Западе началась критика экспедиции: пропаганда-де, в которой серьёзным людям стыдно участвовать. При этом выражалась озабоченность тем, что Россия, похоже, решила показать, кто на макушке планеты хозяин. И следом к полюсу отправился ледокол «Оден» с американскими учёными на борту…
За изучение Байкала Сагалевич удостоился ордена «Знак Почёта», за создание «Миров» – ордена Ленина, за работы на «Комсомольце» – ордена Мужества. А после экстремального погружения на полюсе ему было присвоено звание Героя России. Золотую звезду вручил Владимир Путин.
А летом 2009-го они встретились на Байкале. И перед совещанием по охране окружающей среды Сагалевич «прокатил» Путина на дно озера, погрузившись на 1395 метров. Также в ходе той байкальской экспедиции, выполняя научные работы, он установил там и очередной рекорд – 1640 метров. На сегодня считается, что это самое глубокое место на Байкале.
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»