Андрей Карпов
http://naukaverakuljtura.com/приднестровье-стратегические-после/
Современная Молдова расположена на территории исторической Бессарабии, несколько последних веков ее территория была под властью османов и румын. Приднестровье – самый восточный регион современной Молдовы, расположенный на восточном берегу Днестра. Приднестровье обладает значительной автономией с 1924 года, когда оно входило в состав Молдавской автономной Советской Социалистической Республика (МАССР), которая входила в состав Украинской Советской Социалистической Республики. В МАССР проживали более 570 тыс. человек, молдаване составляли менее трети населения МАССР, большую же часть жителей (57%) составляли украинцы и русские. Это были территории бывших Херсонской и Подольской губерний Российской империи, где ещё с конца XVIII века селились представители разных народов. Автономия включала и находившуюся с 1918 г. под контролем Румынии Бессарабию, которая была включена в ее состав через 16 лет, в результате этого была создана новая союзная республика — МССР. То есть Приднестровье в период 1924-1940 гг. уже накопило опыт успешного госстроительства.
Однако 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении между СССР и Германией, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. В ст. 3 секретного протокола СССР подчеркивал интерес к Бессарабии, которая с 1918 года была оккупирована Румынией. Через год, в июне 1940 года, советское правительство в ультимативной форме предложило Бухаресту возвратить Бессарабию Советскому Союзу. 28 июня в Бессарабию вступили части Красной армии. Регион был присоединен к МАССР, месяц спустя — 2 августа 1940 года — решением советского правительства была создана новая союзная республика — Молдавская Советская Социалистическая. Столица была перенесена из Тирасполя в Кишинёв. Так два исторически, этнически и культурно совершенно разных региона, разделенные Днестром, оказались в составе одной советской республики. При этом значительные территории Бессарабии и МАССР передали Украинской ССР.
В 1988—1989 гг., пользуясь политикой «перестройки», в Молдавии стали формироваться националистические организации, выступающие под антисоветскими и антирусскими лозунгами. В 1988 г. был создан Народный фронт Молдовы. Появился лозунг «Один язык — один народ!». Две центральные молдавские газеты с 1991 г. начали выходить с эпиграфом «Мы румыны — и точка!». При этом на территории всей Молдавской ССР численность русского населения на 1989 г. составляла 13,8%, в городах проживало свыше 26% русских. В основном данная категория была занята в различных сферах промышленности, образования, медицины и культуры. Большинство проживало в восточных районах страны, в Приднестровье. Антироссийская политика Кишинёва стала спусковым крючком будущей войны, поскольку жители Приднестровья видели явную угрозу со стороны властей Молдовы и прорумынских и промолдавских националистических формирований.
Фитиль конфликта поджёг Кишенёв: в 1989 г. Верховный Совет МССР принял законы о языке, ставившие в неравное положение многочисленные национальности по отношению к титульной нации. Верховная власть закрыла глаза на растущие как грибы весьма агрессивно настроенные прорумынские организации. Так, «Народный фронт Молдавии», организовал ряд партий, которые выступили в качестве движущей силы конфликта. Их цель была полностью направлена на упразднение молдавской государственности и присоединение к сопредельному государству – Румынии.
2 сентября 1990 г. на II Чрезвычайном Съезде депутатов всех уровней Приднестровья была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика (ПМССР). Правительство ПМССР оставалось лояльным геополитической концепции Советского Союза, стремилось сохранить уже устоявшиеся экономические и логистические связи. Новое же правительство Молдавии предлагало «европейский путь» с последующей интеграцией в западное экономико-политическое пространство.
Однако президент СССР Михаил Горбачёв не признал новую республику. Пункт 4 указа «О мерах по нормализации обстановки в ССР Молдова» от 22 декабря 1990 г. говорил, что постановления местных органов власть «считать не имеющим юридической силы». Подчеркнём, что в том же документе говорилось о необходимости расформирования добровольческих отрядов и рабочих отрядов самообороны. На руководство Молдавской ССР возлагалась задача обеспечения безопасности.
Несмотря указания Москвы, Приднестровье и Молдавия пошли по пути дальнейшей дезинтеграции. 25 августа 1991 г. Верховный Совет ПМССР принял «Декларацию о независимости ПМССР», а 27 августа Молдавия присоединилась к «параду суверенитетов» и вышла из состава СССР.
5 ноября 1991 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Весной 1992 г. начался вооруженный конфликт между ПМР и суверенной Молдавией. «Горячая» фаза длилась с 2 марта по 1 августа 1992 г. На стороне Кишинёва помимо собственных вооружённых сил выступали и румынские добровольцы, а также члены организации «Народный фронт Молдовы». Приднестровье поддержали добровольцы из России и Украины. Ограниченное участие в боях принимала 14-ая гвардейская армия вооруженных сил Российской Федерации, дислоцированная в Тирасполе и Одесской области Украины. К декабрю 1991 г. армия оказалась изолированной между Украиной и Молдовой, фактически, оставшись без должного снабжения и постоянной связи с Россией. Однако, несмотря на все трудности, 14-ая армия сыграла ключевую роль в деэскалации конфликта. Особо стоит отметить охрану военных складов в селе Колбасна, которое находится в северной части ПМР. Этот арсенал был сформирован ещё в 1940-е гг. На момент Приднестровского конфликта в Колбасне хранилось порядка 42 тыс. тонн боеприпасов и вооружений, часть из которых были вывезены из стран Варшавского договора после вывода оттуда Советских войск.
Помимо культурно-этнической и языковой причины начала возникновения конфликта, имело место ясная и чёткая геополитическая значимость Приднестровья, а также его промышленный потенциал. Через ПМР проходит две автомобильные трассы регионального значения: участки шоссе Кишинёв — Одесса (E58) и Кишинёв — Полтава (E584). Через Приднестровье осуществляется транзитные железнодорожные перевозки между Украиной и Молдавией. К тому же в регионе сохранились предприятия тяжёлой промышленности: Молдавская ГРЭС, Дубоссарская ГЭС, Молдавский металлургический завод и Рыбницкий цементный завод. Особую роль играл Трансбалканский газопровод, построенный в 1986-1987 гг. Тирасполь, – будущая столица ПМР, стал главным распределительным центром магистрали, через которую осуществлялись поставки голубого топлива в Румынию, Болгарию, Турцию, Грецию и Югославию. На территории республики также были сохранены предприятия электротехнической промышленности и приборостроения. Развита текстильная и мебельная промышленность. Большая часть крупных производств со временем вошла в состав крупных российских корпораций. Продукция экспортируется в Молдавию, Украину и страны Европейского союза. С таким промышленным потенциалом Приднестровье могло бы давать 3-5% от общего показателя ВВП Молдовы.
Таким образом, мы видим, что причинами войны в Приднестровье стали не только нелогичные действия Кишинёва, направленные на евроинтеграцию, национальная политика, расколовшая население страны, но и сугубо экономические расчёты. Промышленность и инфраструктура Приднестровья должны были стать если не основой, то весомой частью экономики новой Молдавии.
«Горячая» фаза конфликта была погашена при участии России. 21 июля был подписан договор «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». В Приднестровье был размещён российский миротворческий контингент численностью в 3100 человек, затем он был сокращен почти наполовину. Конфликт был заморожен. В границах, установленных в результате Приднестровского конфликта, государство живёт и развивается на протяжении последних тридцати лет.
Современное экономическое состояние ПМР показывает, что это непризнанное государство может существовать и в сложившихся реалиях. Однако активному экономическому росту препятствуют отсутствие официального статуса, глобальные кризисы, изолированность от основных морских и сухопутных торговых путей, неопределённость внутриполитической конъюнктуры правительства республики Молдова, а также общая нестабильность в регионе, связанная с Украинским кризисом. Информация о численности населения республики разнится. Под данным последней переписи населения (2015 г.) в республике проживало более 475 тыс. человек. При этом, естественная убыль населения растёт с каждым годом. Объём ВВП в последние годы варьируется на уровне 12-13 млн рублей ПМР (45-47 млн рублей РФ). Помимо топливно-энергетических предприятий, доставшихся в наследство от Советского Союза, на территории ПМР в разных сферах работают десятки компаний.
Несмотря на наличие независимого правительства, государственных символов, собственной валюты и вооружённых сил, международный статус Приднестровья по-прежнему остаётся неопределённым. Российская Федерация не признает независимости ПМР, а последняя неоднократно заявляла о желании вступить в СНГ, Таможенный союз, ЕАЭС, Евразийское экономическое сообщество, а также участвовать в создании Евразийского союза.
Данные стремления упираются в недружественное окружение Молдавии и Украины. Оба государства выступают против независимости республики. В марте 2006 году Кишинёв и Киев предприняли попытку экономической блокады ПМР. Президент ПМР Игорь Смирнов заявил: «Украина превращается из государства-гаранта и посредника в урегулировании в сторону конфликта, присоединяясь к блокадным действиям Республики Молдова. В этих условиях переговоры (о статусе республики — А.К.) отменяются».
17 сентября 2006 года в Приднестровье был проведён референдум, по результатам которого 97,2 % жителей высказались в поддержку курса «на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации». Данное волеизъявление также осталось нереализованным.
С началом Украинского конфликта в 2014 году, обострилась ситуация и вокруг ПМР. 12 апреля 2018 года президент Украины П.Порошенко подписал закон о вступлении в силу Соглашения о совместном с молдавской стороной контроле на участке границе, которая контролируется официальным Тирасполем. Это равносильно полной блокаде Приднестровья.
Молдавия неоднократно требовала от России вывода миротворческого контингента с территории Приднестровской Молдавской Республики. В 1999 году на Стамбульском совещании ОБСЕ страны-члены приветствовали намерения российской стороны о выводе российских сил с территории Молдовы к концу 2002 года, а также уничтожение всей военной техники и боеприпасов. 22 июня 2018 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую Россию вывести свои войска из Приднестровья, присутствие которых нарушает суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова.
В данном контексте стоит отметить, что присутствие ВС России на территории ПМР – единственный реальный гарант безопасности в данном регионе. Контингент численностью в 1700 человек является сдерживающим фактором потенциальной военной агрессии Молдавии и Украины по отношению к Приднестровью. В случае вывода российских войск из мест постоянной дислокации вполне вероятна новая «горячая» фаза конфликта.
После начала нового этапа украинского кризиса в феврале 2022 г., ситуация вокруг Приднестровья начала резко ухудшаться. 15 марта 2022 г. на заседании Совета Европы ПМР был признан «Зоной оккупации Российской Федерации». На территории Республики неизвестными лицами были совершены несколько террористических актов, был обстрелян военный склад в селе Колбасна. Государственные учреждения подверглись атаке «телефонных террористов», поступали сообщения о минировании административных зданий, учебных заведений и объектов инфраструктуры. Президент ПМР Вадим Красносельский 26 апреля 2022 г. установил «красный» уровень террористической угрозы, правоохранительные органы республики переведены на усиленный режим несения службы. На въездах в города были установлены контрольно-пропускные пункты, школы перешли на онлайн-обучение и отменили выпускные экзамены, были ограничены общественные мероприятия, а ежегодный военный парад 9 мая на главной площади Тирасполя в честь Дня Победы в Великой Отечественной Войне был отменен. Напряженная ситуация в Приднестровье, нарушения поставок продовольствия, лекарств, промышленных товаров и т.п. в связи с закрытием Украиной границы вынудила некоторые семьи покинуть свои дома в конце апреля и начале мая.
Молдавская сторона назвала данные происшествия «разборками местных элит». Украинская сторона не обошлась без провокаций. В конце апреля в Одесской области, в непосредственной близости от Приднестровья начались военные учения. Проводились военные стрельбы, использовалась беспилотная авиация.
В настоящий момент в ПМР наступило затишье, однако неуклонно продолжает ухудшаться экономическая ситуация, связанная с разрывом логистических цепочек и ростом цен.
Непризнанная Приднестровская Молдавская республика намерена добиться своей независимости и в дальнейшем присоединиться к России. 22 июля 2022 г. глава МИД ПМР Виталий Игнатьев указал, что «вектор Приднестровья на протяжении всех лет существования республики остается неизменным, что отражено в итогах референдума 17 сентября 2006 года, где четко обозначено: независимость с последующим свободным присоединением к Российской Федерации». Однако внятным ответом Москвы стало лишь заявление первого замглавы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулин, указавшего, что «В связи с наращиванием давления на Приднестровье со стороны Молдовы и Украины, на фоне все углубляющегося флирта Молдовы и лично президента Санду с Евросоюзом и НАТО руководство ПМР было вынуждено напомнить о принципиальной позиции его жителей. Россия не хочет накалять ситуацию вокруг Приднестровья, но в случае военной агрессии со стороны Молдавии может быть поднят вопрос о признании независимости ПМР». Итак, на настоящий момент основанием для признания Россией является военная агрессия Молдавии.
Очевидно, что Приднестровье является одним из стратегических узлов, в котором переплетаются интересы целого ряда сторон. Приднестровье обеспечивает выход на Балканы, следовательно, на Адриатико-Средиземноморский регион, в отдалении от которого Россию ведущие западные страны будут удерживать без преувеличения любой ценой. Однако и Россия не сможет оставлять регион без внимания бесконечно. Во-первых, большинство граждан ПМР открыто выступают за вступление в состав Российской Федерации. Во-вторых, русский язык является государственным. В-третьих, под неожиданным ударом может оказаться оперативная группа российских войск. В-четвертых, украино-приднестровская граница протяженностью в 405 км является более чем уязвимой территорией для различного рода провокаций. Приднестровский конфликт в «замороженном» состоянии не является приемлемым выходом в долгосрочной перспективе, а в случае военных провокаций грозит открыть весьма сложный «второй фронт» для России. Так на настоящий момент отзывается эхо приднестровской войны, когда отказ от своевременного решения привел к неопределенному множеству проблем, решать которые ситуация может вынудить в крайне неудобной обстановке.