Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенное хранилище ядерных бомб РТБ военного аэродрома "Завитинск"

Сегодня мы расскажем про второе из двух заброшенных подземных хранилищ ядерного оружия, которые находились на территории заброшенной ещё в 1990-х гг. Ремонтно-Технической Базы, занимавшейся ядерным обеспечением дальней авиации ныне законсервированного военного аэродрома "Завитинск"

В предыдущей статье о первом хранилище на территории РТБ мы вкратце рассказывали что нам удалось найти из её истории. Для тех, кто пропустил, она была построена в 1960-х гг., когда с военной авиабазы "Воздвиженка" из Приморского края на расположенный неподалёку от РТБ и ныне законсервированный военный аэродром "Завитинск", был передислоцирован 303-й тяжелый бомбардировочный авиаполк 55-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в.ч 65348, самолёты которого могли нести ядерное оружие.

Сам же аэродром был построен ещё до Великой Отечественной Войны, но речь в этой статье не о нём, а о построенной у села Червонная Армия РТБ в.ч. 19093, на территории которой было два защищённых подземных хранилища. В этих хранилищах хранились и обслуживались до выдачи в войска ядерные бомбы для дальних бомбардировщиков Ту-16, а впоследствии и специальные (ядерные) боевые части для ракет многофункциональных дальних сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3, которые базировались на аэродроме. РТБ не подчинялась авиационному командованию, а была напрямую подчинена 12-му ГУ МО, которое занималось хранением и выдачей ядерного оружия в войска.

Но послед распада СССР и потеплением отношений с Китаем, был подписан договор о отводе наступательных вооружений из приграничной 100 километровой зоны. Тогда в ходе переформирований 303-й ТБАП прошёл ряд слияний и переименований, а в 1997 г. передислоцирован в "Воздвиженку", где в 2009 г. закончил своё существование уже будучи 444-м Берлинским орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочным авиаполком.

С уходом с аэродрома "Завитинск" дальней авиации необходимость в РТБ отпала и она также была расформирована после вывоза ядерного оружия, а впоследствии заброшена и разграблена.

-2

По территории базы проходила сеть мощных бетонных дорог из отлитых на месте железобетонных плит.

-3

В прошлой статье мы осмотрели первое хранилище, а теперь идём к расположенному в километре он него второму.

-4

В центре соединявшей их дороги располагалась большая площадка. А вдоль неё стояли автобоксы от которых ничего не осталось за четверть века.

-5

Мы подходим к хранилищу. С воздуха оно теперь выглядит так.

-6

Входы в него были пересыпаны грунтом после ухода военных, но это никак не помешало мародёрам распилить его на металл до голых стен.

-7

Пересыпанный проём главного въезда в хранилище.

-8

А слева дверная рама от трёхтонной защитной двери входа для личного состава.

-9

Главный въезд перекрывался пятью выдвижными из ниш затворами. Первым был установлен многотонный толстый железобетонный затор, который сохранился в нише по сей день, далее был установлен ещё один металлический гермозатвор, который давно канул в небытие.

-10

За ними располагался просторный тамбур-шлюз, в который по узкоколейке закатывалась тележка с изделием, после чего первая группа затворов закрывалась и открывалась вторая группа.

К тамбуру примыкало небольшое помещение.

-11

В нём располагался пульт управления группами затворов, но от него ничего не осталось.

-12

После шлюза шёл ещё один сохранившийся защитный бетонный затвор.

-13

Сам он катался по большим металлическим шарам, уложенным в полу в направляющих желобах.

-14
-15

И ещё два гермозатвора из металла, от которых остались пустые ниши.

-16
-17

К слову во всех нишах были предусмотрены переходы с гермолюками, обеспечивавшие доступ к затворам со стороны ниши, где стояли электромоторы.

-18
-19

И пара люков даже сохранилось на местах.

-20
-21

Пройдя все затворы мы попадаем в большой высокий зал регламентных работ, где производились работы по сборке в нужную степень готовности специальных боевых частей.

-22

К залу примыкало шесть пеналов хранилищ, под потолком была смонтирована мощная кран-балка, а в полу были проложены рельсы для транспортировки изделий на тележках.

-23

Но прежде чем мы перейдём к осмотру самого главного-пеналов хранилищ, давайте пройдём в расположенный вдоль тамбуров технический блок с входом для личного состава.

-24

Если стоять спиной к тамбурам, то мы поворачиваем налево к проходу в техблок.

-25
-26

Это длинный коридор с помещениями по бокам.

-27

В одном из них находились крюйт-камеры с изолированным освещением и собственной вентиляцией.

-28

У ранних СБЧ инициаторы имели повышенный радиационный фон и поэтому их хранили в отдельных камерах.

-29
-30

Самое большое помещение блока занимала мощная вентиляционная с климатической установкой, но от них не осталось и следа.

-31

Помещение главной щитовой сооружения тоже пусто.

-32
-33

Ещё несколько помещений и мы выходим к тамбур-шлюзам, где проёмы раньше были оборудованы гермодверями.

-34

Из одного из тамбуров можно было пройти к помещению бывшей дизель-генераторной электростанции.

-35
-36

И проёмы от защитных дверей входного тамбура, а также забутованный но пробитый технологический проём, который был необходим для замены тяжёлого оборудования дизельной в случае необходимости.

-37

Вернёмся обратно в зал регламентных работ.

-38

У прохода в техблок расположен первый пенал хранилища. Раньше в него от разворотного круга уходили рельсы узкоколейки, но их давно выдернули из бетона черметчики.

-39

Сам пенал выглядит так.

-40

Возвращаемся обратно в зал.

-41

Здесь ещё одна ниша от второго разворотного круга, а также прямоугольная ниша от специальной подъёмной платформы.

-42

Напротив ниши круга располагался второй более широкий пенал.

-43

Раньше вдоль стен проходили трубы отопления.

-44
-45

Третий пенал. Справа от широкого въезда в стене есть проход в небольшое помещение, в котором вероятно располагался пульт управления затворами запасного выезда.

-46

Из него был проход в ещё один небольшой техблок.

-47

Всего из трёх помещений.

-48
-49
-50

И пустое помещение, где видимо располагался пульт управления затворами.

-51

Ниша подъёмной платформы и проём от люка в дренажную систему под полом.

-52

Следующий пенал на другой стороне. Первый слева если стоять спиной к запасному выезду.

-53

Второй пенал, в который уходили рельсы узкоколейки.

-54
-55

И третий пенал.

-56

На стене сохранилась одинокая надпись "Перед транспортировкой проверь надёжность крепления техники". Такая же была в предыдущем хранилище в этом же пенале.

-57

В конце пенала располагался небольшой блок крюйт-камер, вход в который раньше защищала гермодверь.

-58

Такой же блок из пяти камер с изолированным освещением.

-59
-60

По бокам от крайних пеналов было ещё по небольшой нише.

-61

А теперь вернёмся к запасному выезду. Он был оснащён всего тремя затворами. Первые два металлических гермозатвора не сохранились.

-62

Переходы между нишами.

-63

И сохранившийся внешний защитный бетонный затвор, задвинутый в нишу.

-64
-65

Так выглядит второй въезд снаружи.

-66
-67

А сверху на искусственном холме среди деревьев можно обнаружить разрушенные оголовки вентиляционных шахт.

-68

А напоследок нужно заглянуть в ещё одно место для полной картины. У развилки дорог к двум хранилищам и караульному городку раньше располагалось большое строение Монтажно-Испытательного Корпуса, в котором происходил процесс окончательной сборки и установки СБЧ на носители.

-69
-70

Но от МИК-а ничего не осталось кроме одной стены.

-71

Так что на этом всё.

-72

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.