Сегодня мы расскажем про одно из двух подземных хранилищ ядерного оружия на территории заброшенной в 1990-х гг. Ремонтно-Технической Базы ядерного обеспечения военного аэродрома "Завитинск".
Первый грунтовый военный аэродром в этих местах был построен ещё до начала Великой Отечественной Войны, во время которой на аэродроме "Завитая", позже переименованном в "Завитинск", дислоцировался 306-й истребительный авиационный полк.
После окончания ВОВ и начала Советско-японской войны, на аэродроме разместилось управление 96-й штурмовой авиационной дивизии, а стояночные места заняли самолёты 264-го и 398-го штурмовых, а также 777-го истребительного авиационных полков.
В 1960-х гг. в связи с обострением отношений с Китаем, с аэродрома "Воздвиженка" на аэродром "Завитинск" был перебазирован 303-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк 55-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии 30-й Воздушной Армии Дальней Авиации в.ч 65348, имевший на вооружении самолёты, способные нести тяжёлые, в том числе и ядерные бомбы, а впоследствии и ракеты со специальной (ядерной) боевой частью.
После распада Советского Союза началось активное сокращение и переформирование авиации у границы с Китаем, в ходе которых в 1992 г. 303-й ТБАП был объединён с перебазированным с аэродрома "Тарту" 132-м Берлинским орденов Кутузова и Александра Невского ТБАП, унаследовав его регалии и номер части в.ч. 12452.
С подписанием приказа о отводе наступательных вооружений из 100-километровой зоны у границы, полк снова был переформирован и в начале 1997 г. объединён с 444-м ТБАП. Новый полк стал именоваться 444-м Берлинским орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского бомбардировочным авиационным полком, который убыл на другой аэродром, где был расформирован в 2009 г.
А для хранения и обслуживания этих специальных боевых частей в нескольких километрах от аэродрома, недалеко от "12-го военного городка" лётчиков у села Червонная Армия, была сформирована Ремонтно-Техническая База Военно-Воздушных Сил в.ч. 19093, на территории которой было два подземных хорошо защищённых спецхранилища.
Изначально в них хранились и обслуживались ядерные бомбы, а впоследствии и ракеты для для базировавшихся на аэродроме дальних бомбардировщиков Ту-16 и после пополнивших полк дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3.
Личный состав РТБ ВВС имел собственное командование и подчинялся напрямую 12-му Главному Управлению Министерства Обороны СССР, занимавшемуся хранением, обслуживанием и выдачей в войска ядерного оружия.
После ухода с аэродрома дальней авиации с хранилищ были вывезены специальные боевые части, РТБ была расформирована, а её территория заброшена и впоследствии годами подвергалась набегам мародёров, которые пилили на металл брошенное военное имущество.
И если сам аэродром в данное время законсервирован и является запасным, иногда даже принимая самолёты во время учений, а также тяжёлые грузовые самолёты с оборудованием для Бурейской ГЭС, то территория РТБ стоит заросшей и навеки забытой людьми посреди леса в нескольких километрах от аэродрома.
От Федеральной трассы у второго выезда из небольшого города Завитинск, в сторону уходит узкая но мощная бетонная дорога.
Её плиты отлиты прямо на месте.
Через пять километров пути дорога выходит к бывшей территории базы, где когда-то и хранилось ядерное оружие в двух защищённых подземных хранилищах, о одном из которых под названием "Сооружение-1 бис" мы и расскажем в этой статье.
Но сначала остановимся у въезда на территорию, где когда-то располагался караульный городок, наземные постройки которого местные жители давно разобрали на строительные материалы, но здесь всё ещё осталось кое что, скрытое под землёй.
Это сеть небольших сборных быстровозводимых сооружений и переходов.
Переходы соединяли между собой некоторые сооружения и огневые точки.
Ступени и фундамент какого-то небольшого строения размером с КПП.
Что-то похожее на остатки заглублённого овощехранилища.
Ни намёка на крышу.
Ещё одно небольшое арочное укрытие.
Видимо оно было убежищем личного состава караула, но это не точно. Его тоже частично разобрали на материалы.
И ещё одно аналогичное сооружение метрах в 50.
В общем как вы уже поняли, сам городок полностью уничтожен.
Остались лишь огневые точки, убежища с погребами, руины стен да траншеи.
Ну а теперь перейдём к самому главному и осмотрим первое хранилище на технической территории части.
Так оно выглядит с воздуха теперь. Природа постепенно поглощает оставленный людьми техноген, скрывая кронами деревьев и мхом бетонные плиты дорог. Так оно выглядит через четверить века после заброса.
После ухода военных входы в хранилище были пересыпаны, но это никак не помогло от мародёров, уничтоживших объект.
Теперь нас встречает толстенный железобетон разрушенных стен.
Из них черметчики пытались добывать арматуру, но в итоге бросили это занятие. Тем не менее им удалось разрушить стену тамбур-шлюза для прохода людей.
Мы же зайдём через главный грузовой въезд, который перекрывался аж пятью установленными в ряд мощными защитными и герметическими затворами, выдвигающимися из ниш.
Первым стоял толстенный задвинутый в нишу железобетонный защитный затвор, за ним ещё один металлический защитно-герметический.
Но от металлического затвора осталась только пустая ниша, а на переходе между нишами затворов на удивление мы обнаружили сохранившийся гермолюк.
Далее следовал большой тамбур-шлюз, в который помещалась тележка со изделием во время поочерёдного открытия и закрытия групп затворов.
Здесь же располагалось помещение с пультом управления затворами.
Далее стоял ещё один уцелевший защитный железобетонный затвор, а за ним ещё два металлических защитно-герметических.
И вот, пройдя все 5 проёмов затворов.
Мы попадаем в просторный зал регламентных работ, к которому по бокам примыкало шесть пеналов хранилищ ядерных бомб.
По центру зала сквозь всё сооружение проходили рельсы к выходам на перегрузочные площадки перед входами. В центре были обустроены разворотные круги и подъёмная платформа, к которым подходили рельсы из самих пеналов хранилищ.
Начнём осмотр сооружения по часовой стрелке.
Слева от входа (если он за спиной) расположен вход в технический блок с выходом для личного состава на улицу.
Пройдём сначала к нему.
Вдоль тамбуров главного въезда проходит технический блок с помещениями по обе стороны.
Одно из помещений занимал блок из пяти крюйт-камер. В таких камерах хранили инициаторы ранних ядерных бомб, которые имели повышенный радиоактивный фон, а потому требовали изолированного хранения. В потолке были установлены герметичные стёкла, скрывавшие за собой электрические плафоны освещения.
Одно из самых больших помещений блока занимала мощная вентиляционная с климатической установкой, но здесь остались лишь фундаменты.
Далее следовал тамбур-шлюз, на котором когда-то были установлены металлические гермордвери.
Из тамбура был выход в помещение дизель-генераторной электростанции, от которой тоже остались лишь фундаменты.
И тамбуры выхода.
Но вернёмся обратно в зал регламентных работ и осмотрим самое главное-пеналы хранилищ.
Первый пенал слева, по центру которого проходили утопленные в пол рельсы узкоколейки.
В конце его была ещё небольшая комната.
Второй пенал гораздо шире и в нём было обустроено два перрона по бокам для безподъёмной перегрузки изделий. На стенах раньше также были радиаторы отопления.
Слева вход в третий пенал по левой стороне, прямо проход в помещение пульта управления затворами запасного выезда, справа шлюз запасного выезда, а в полу проём от гермолюка в дренажную систему под полом.
Третий пенал имел отличие от других.
Из него был проход в ещё один блок из трёх технических помещений сбоку, а проём въезда был шире предыдущих.
Позже помещения были замурованы за ненадобностью. Для чего они предназначались сказать затрудняемся. Предположим, что необходимость в них отпала ещё во время модернизации хранилища, когда старые ядерные бомбы стали сменяться на СБЧ к ракетам.
Ну а это пустое помещение, где видимо стоял пульт управления затворами.
Запасной выезд из хранилища не имел тамбур-шлюза для тележки и перекрывался только тремя затворами.
Ниша одного из затворов.
Переходы между нишами, когда-то перекрывавшиеся гермолюками.
Последним у выхода стоял сохранившийся до наших дней железобетонный защитный затвор.
Этот вход также был пересыпан, но вернёмся к нему позже.
В полу зала засыпанная ниша от подъёмной платформы, за ней ещё две круглых ниши от разворотных кругов, а под потолком проходила мощная кран-балка.
Продолжаем осмотр пеналов по другой стороне зала. Первый пенал слева (если запасной выезд за спиной) был без рельс.
Второй пенал по центру имел два перрона, но позже пространство между ними залили в бетон вместе с рельсами и сделали пандус.
Третий зал по центру которого проходили рельсы.
На стене осталась облупившаяся надпись "Перед транспортировкой проверь надёжность крепления техники".
А в конце зала был ещё один блок из пяти крюйт-камер.
С изолированным освещением.
Вернёмся к запасному выезду.
Так он выглядит снаружи.
Давайте поднимемся на сам холм.
Где среди деревьев торчат оголовки вентиляционных шахт сооружения, исписанные дембельскими надписями.
Их здесь несколько штук.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.