Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Кто есть кто? / Полицейский или бандит / Flic ou voyou. Франция, 1978.

Кто есть кто? / Полицейский или бандит / Flic ou voyou. Франция, 1978. Режиссер Жорж Лотнер. Сценаристы Жан Эрман, Мишель Одиар (по мотивам романа Мишеля Гризолья «Инспектор моря»). Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Жорж Жере, Мари Лафоре и др. Прокат в СССР – с 16 января 1981. 38,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Один из самых кассовых французских режиссеров Жорж Лотнер (1926-2013) с удовольствием снимал ленты про полицейских и бандитов. На этой почве он и нашел общий язык с Жан-Полем Бельмондо. Приходится только удивляться тому, что эта встреча произошла так поздно в 1978 году. Ведь Бельмондо еще с начала 1960-х чувствовал себя в комедийно-пародийной стихии как рыба в воде.

Так или иначе, пародийность «Полицейского или бандита» («Кто есть кто»), основанная на штампах детектива и полицейского триллера вынесла на гребень успеха фигуру своего рода французского агента 007 комиссара Боровица.

Герой Бельмондо, временами выдающий себя за итальянского мафиози, фланировал по Ницце в ослепительно-белом костюме и с не менее ослепительной улыбкой. Под пульсирующие ритмы электронной музыки вспыхивали стоп-кадры с применением вариоэкрана и рапида. Начинался феерический канкан лихих трюков и погонь...

Движения Боровица ленивы и небрежны. С лица не сходит чуть усталая усмешка. С недругами он разделывается весьма своеобразно. С одного снимает штаны. Другого вовсе раздевает догола. Третьему делает смертельную "парную" в термошкафу...

Если борьба с преступностью законными средствами невозможна, герой Бельмондо идет напролом. Благо револьверно-спортивных способностей у него хватает...

Упругий ритм этой ленты, короткий, "клиповый" монтаж, "хитовая" музыка, яркие краски, ошеломляющие трюки безотказно приковывали публику разных стран. Детища тандема Лотнер-Бельмондо в течение нескольких месяцев занимали верхние строчки в списках бестселлеров французского и европейского проката.

Вот что писал о фильме «Кто есть кто» знаток французского кино, киновед Александр Брагинский (1920-2016):«Всё что происходит в фильме, словно нарочно, лишено мотивировок. … Но Бельмондо при этом наилучшим образом укреплял в глазах своих поклонников миф о непобедимом герое. Создатели фильма первым делом стремились развлечь их. … Поскольку уж известно, что герои Бельмондо в воде не тонут и в огне не горят, зритель охотно включается в предложенную игру, пытаясь догадаться, как Стан Боровиц расправится с бандитами. Как выручит дочь, состоится ли его роман с Эжмондой» (Брагинский, 1998: 140-141).

Однако кинокритик Мирон Черненко (1931-2004) считал, что фильм этот не так прост, и что Жорж Лотнер изысканно и небрежно использовал в своей ленте «черты классического «черного фильма» в его американском издании – недаром то и дело Бельмондо позволяет себе легкий намек и на это: то в костюме словно с рекламы «бурных сороковых», то в скользящей походке слегка сутулящегося человека, то в невозмутимости подчеркнуто мужественного лица, в память Хэмфри Богарта, поднявшего некогда этот развлекательный жанр на уровень неиреалистичнейшей правды об «американском образе жизни» (Черненко, 1981: 18). Черненко М. Кто есть кто // Спутник кинозрителя. 1981. № 1. С. 18-19.

Александр Федоров, киновед