Дошкольники многое хотят сказать. Вот только языком они владеют еще недостаточно хорошо.
Малыши неправильно выговаривают некоторые слова. Помните, как в чудесном рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква»?
- Смотрите, а на елке сыски висят!
Или хыхки? А может быть, коротко и ясно: фыфки?
И это нормально. Фонетическая система, как считает большинство специалистов, полностью формируется лишь к семи годам.
А ведь еще есть лексика и грамматика. И они тоже усваиваются постепенно.
Ребенок может не знать какого-то слова (словарь накапливается не за один день), а если и знает, его предложения не всегда безупречны с позиции правильного употребления слов. И тут бывает всякое: в известном советском мультфильме попугай Кеша убедительно заявлял, что «целЬНОЕ лето» то «корова ОПОРОСИТСЯ», то «вишня ВЗОШЛА», а то и вовсе «СВЕКЛА ЗАКОЛОСИЛАСЬ».
Но одно дело - персонаж мультфильма, над репликами которого мы смеемся. И совсем другое, когда твой родной ребенок с уверенностью Кеши говорит: «Папа ПОЙДИЛ на работу». И, подумав, добавляет: «А мы ПОШЛИМ в парк».
Как быть в этой ситуации? Не обращать внимания: вдруг выправится само?
Увы, логопеды непреклонны: ребенок должен слышать образец грамотной речи, никаких «пошлим» и «пойдил», иначе как он узнает, что говорит неправильно? Мама слушает, улыбается, кивает, значит, все «ок». И «пошел» - правильно, и «пошлим» - верно. Еще одна форма слова, против которой никто не возразил.
Так многие и многие взрослые продолжают говорить «звОнит», пока кто-нибудь сердобольный не исправит их: «звонИт».
Значит, решат думающие родители, нужно поправлять ребенка. И будут правы.
Но здесь возопят уже психологи: указывать человеку на его ошибку? Вспомните свои чувства в момент, когда некто одергивал вас. Или представьте, что именно вас осекли грубым «кто звОнит, тот и стУчит». А малыш будет испытывать это день за днем, неделя за неделей. Он только осваивает русский язык, и ошибок не избежать. Тут и до комплекса неполноценности недалеко.
Дилемма)))
Уважаемые папы и мама: не спешите пить успокоительное и подсчитывать стоимость занятий с логопедом (ведь не исправляли же!) или психологом (ведь исправляли, да еще постоянно!)
Лучше запомните и используйте один очень простой прием.
В следующий раз, когда малыш произнесет фразу, далекую от совершенства, просто повторите ее. Повторите правильно и четко, лучше - не один раз, чтобы кроха наверняка запомнил ну или хотя бы обратил внимание на ваш вариант. А чтобы не задеть ребенка, начните со слов «да», «конечно» или «верно».
- О, нан!
- Да, это БАНАН. Хочешь БАНАН? БАНАН вкусный.
- Папа пойдил на работу.
- Конечно. Папа ПОШЕЛ на работу. Надел куртку, взял сумку и ПОШЕЛ. Пока-пока, папа.
- А мы пошлим в парк.
- Верно. Мы ПОЙДЕМ в парк. Позавтракаем и ПОЙДЕМ. ПОЙДЕМ в парк, уточек кормить.
Мы, логопеды, постоянно соглашаемся с детьми. Привычка) И в моей практике еще не было ребенка, который обиделся бы на это. Потому что, если умный взрослый согласился с тобой, ты тоже умный, не так ли?
Пользуйтесь)