Найти тему
Писатель дома

Когда вам есть, что сказать миру

По итогам предыдущего поста трепетные любители литературы назадавали мне вопросов, как то: «а как же великие темы?», «а почему Шекспир мог внести новое, а Пелевин нет?», «а что, просвещение (посредством литературы) теперь запрещено?» и даже «какой тогда смысл заниматься чистым искусством (если невозможно сказать ничего нового)?». Спрашивали – отвечаю. Не очень, правда, понимаю, почему я отвечаю за весь современный литпроцесс (а именно к нему все эти вопросы), но раз уж назвалась армянским радио – полезай в кузов.

Человеку явно было что сказать миру. Фото (С) Илона Якимова 2010
Человеку явно было что сказать миру. Фото (С) Илона Якимова 2010

Так вот, что делать, если вам сразу же есть что сказать миру? Вот вы впервые положили руку на клавиатуру и чувствуете – горит оно, новое, в кончиках пальцев, горит. Ажно жжет. Спойлер – убрать руку с клавиатуры.

Понимаете, тут такое дело. Вспомните самое пьянящее ощущение в своей жизни от того, что – вот вы раньше не умели (ходить на лыжах, прыгать с трамплина, кататься на коньках, нужное подчеркнут), а теперь вдруг можете, можете! Зафиксировали в памяти? Так вот, когда начинающий писатель (тошнотно от слова начпис, извините, не использую) впервые понимает, что он способен вполне внятно передать словами свою мысль…. О, это ж все равно, что дотянуться до архимедова рычага, сейчас я точно переверну мир! Хорошо, что мир довольно плотненько стоит на своих трех китах и не колышется от попыток начинающих писателей.

Начинающий писатель, как правило, в силу ряда причин (как то недостаток образования, практики и/или жизненного опыта) не в состоянии оценить уровень наносимой им миру новизны и необходимость той самой новизны в этом мире кому-нибудь, кроме самого автора. Отсюда случаются печальные моменты, когда новичок очень горит тем, что сел на велосипед, а на него с пониманием (а где-то и с состраданием) посматривают ветераны Тур де Франс. Те-то порядком могут порассказать новобранцу про отбитую задницу. Поэтому если в начале творческого пути вам вдруг кажется, что вы что-то новое можете сказать миру – скорей всего, вам именно кажется. Эволюционный путь таков: вам кажется, что вы можете сказать новое миру; вы говорите банальность, мир не обращает внимания; вы замахиваетесь на великое дело и отбиваете писательскую руку; в результате травмы в процессе восстановления обретаете некоторое смирение и понимаете, что прежде чем сказать что-то новое миру, над открыть это новое в себе (а отнюдь не в мире)… повторяете цикл. И так дальше живете много-много лет (и книг) подряд, прежде чем начнете чуть-чуть понимать мир и уметь выразить. Нет, не его выразить – себя, свое видение мира. Небольшое, но гуманное, честное и оригинальное. Вот это и можно считать новым, которое вы привнесли в литературу – человеческий документ, облаченный в стиль. А сюжеты, извините, как и персонажи, архетипичны. От них новизны не дождешься. И вот как раз умение выразить новыми словами вечные ценности, с моей точки зрения, определяет писателя как писателя. Но выражать те самые ценности писатель учится всю жизнь, и должен накопить огромный писательский и человеческий жизненный опыт, прежде чем его самовыражение сможет претендовать на «великие темы», новизну, просвещение и далее по тексту.

Теперь по поводу того, что Шекспир мог найти новизну и ее выразить, а Пелевин – уже не с той борзостью это может. Это так. Потому что, как справедливейше выразился под предыдущим постом весьма квалифицированный читатель и писатель, очевидный зазор, в которое это новое может втиснуться в современной культуре, сокращается с каждым днем. Конечно, открываются новые кластеры, но вот чтоб их найти, надо быть не только писателем, но и философом (и уж никак не новичком в том и другом). Отличный пример такого философского похода – Станислав Лем, который, по моему ощущению, куда больше философ и социолог, чем фантаст. Та же беда и с просвещением. Я для своих книг совершенно точно решила, что это книги для тех, кому не лень идти в гугл. Потому что да, я занимаюсь просвещением путем изображения условно достоверной исторической эпохи (например). При всем том, это приключенческая по факту, развлекательная литература. Но и возможность заниматься в литературе просвещением также сокращается с каждым днем (благодаря тому же гуглу). Те, кто хотят усваивать новые знания, сейчас усваивают их (в основном) не из художественной литературы – триста лет назад такой возможности попросту не было, научные публикации были для широко образованной части населения, а вот романы читали все, умеющие читать. Поэтому, будем откровенны, в настоящий момент литература давно уже не несет факела просвещения, что, конечно же, не запрещает вам затеплить, как сказать, свой светлячок над трясиной бульварщины. Чем некоторые мастодонты, самозародившиеся/недовымершие в хвощах, и занимаются без особого успеха своей миссии.

И самое прекрасное. «Зачем же заниматься чистым искусством, раз ничего нового уже не скажешь?». Так сайтах типа Автор.Тудей никто чистым искусством и не занимается. Тут продают свои художественные опыты, выраженные в словах. И с этой точки зрения мы все тут занимаемся прикладным художественным промыслом. Мы все с помощью текста решаем какую-то свою личную цель – как правило, это развлечение (себя или других) или психотерапия (осознанная или нет, включая обретение группы поддержки). И это прекрасная часть невысокого искусства, делающая лучше жизнь довольно большой группы людей. Главное – четко знать, что и зачем делаешь. Здравая самооценка повышает как качество, так и количество творческих лет жизни писателя.

#писатель #писательство #писательское мастерство