История этого подноса в некотором роде отражает историю развития тагильской росписи вообще. Как? Сейчас расскажу.
Когда в тагильских заводах начали размалевывать железные и медные подносы и прочую утварь, занимались этим исключительно мужики. Сложная роспись была, многослойная живопись с использованием технологии иконописи, поскольку иконописцы таким образом увеличивали число своих потенциальных покупателей. Как бы сейчас сказали - целевую аудиторию.
Такие замечательные работы писали, что спрос был просто бешеный! Чтобы удовлетворить спрос, надо было увеличивать число мастеров, но Демидов требовал, чтобы мужики в заводе трудились. Вот и начали девок да баб к промыслу привлекать.
Ну, а в ученики брали с малолетства. Подмастерья сначала просто по дому помогали, потом смотрели, как мастер работает, потом начинали мастерство осваивать с самых простых операций, например с перетирания пигмента и приготовления красок и так далее. Очень, очень много времени проходило, пока допускался ученик непосредственно к росписи.
Промысел наш несколько раз "расцветал" и "умирал". После революции казалось, что секреты росписи утрачены навсегда. В возрождении росписи в наше время самое активное участие принимала Агриппина Васильевна Афанасьева. Она начинала ученье свое еще у старых мастеров, а потом учила практически всех современных "старых" мастеров... В общем-то все это я и постаралась отразить в этой работе.
История одного подноса. "Грушино ученье"
1 августа 20221 авг 2022
3
1 мин