Найти тему
Модная лавка 19 века

Мистер Рочестер – инфантил и манипулятор. Могла ли Джейн Эйр не сбежать?

Читая роман в молодости, я не понимала Джейн Эйр. Тогда я была уверена: я бы не ушла от мистера Рочестера. Не рассталась бы с человеком, которого так сильно люблю и который любит меня.

Тем более после таких аргументов. Эмоциональных, но вполне логичных:

«– Значит, ты допускаешь, что я лжец. Ты оскорбляешь меня; я заявляю, что не изменю тебе, а ты утверждаешь мне в лицо, что изменю. Но о каких же изуверских взглядах… говорят твои поступки! Неужели лучше ввергнуть своего ближнего в отчаяние, чем преступить созданный человеком закон, если это никому не принесет вреда? Ведь у тебя же нет ни друзей, ни родных, которых ты бы оскорбила, живя со мной»…

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Тяжкое объяснение.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Тяжкое объяснение.

Да… Только это – из области манипуляций. На которые горазды люди типажа Рочестера.

Кто он по соционике? Похоже, «мотор Гамлет». Но не важно! К манипуляциям склонны разные люди. Только у одних это выходит естественно, ловко, а у других – плохо.

Рочестер – превосходный манипулятор. Он манипулирует как дышит:

«– Значит, ты лишаешь меня любви и спасения? Ты снова толкаешь меня на случайную страсть, на порок?»…

Вот так! И не подкопаешься. Не похоже на манипуляцию. И конечно, мистер Рочестер не манипулирует осознанно…

Но результат есть. Джейн – в тревоге, в сомнениях:

«... Я могла еще вернуться и стать его утешительницей, его гордостью, его спасительницей в несчастье, а может быть, и в отчаянии. О, этот страх, что он погубит себя, – как он преследовал меня!»…

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Зила Кларк в роли Джейн Эйр.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Зила Кларк в роли Джейн Эйр.

И всё-таки Джейн убегает. Доводы рассудка одержали верх над чувствами. Почему?

Джейн прошла страшную школу жизни и стала не по возрасту умна. Она не могла не заметить инфантильности Рочестера.

А инфантильность подразумевает безответственность.

Вот, зачем Рочестер изображал влюблённость в Бланш Ингрэм?

Ему было забавно. Дать надежду этой надменной красавице, а потом разочаровать её. Приехать к ней в дом, распустив слух о своём разорении, и наслаждаться тем, как Бланш и её маман терпят его присутствие только ради светских приличий. Ехать от них и ржать…

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Надменная Бланш Ингрэм.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Надменная Бланш Ингрэм.

А то, что он заставил переживать Джейн – пустяки. Ну, он же вознаградит её потом…

То есть втянет в незаконный брак.

Сколько ему лет? Тридцать пять? Пора бы уже повзрослеть…

Если перенести ситуацию в наши дни, всё равно выходит ужасно. Ну нельзя шутить такими вещами! И оправдывать себя тем, что имеешь моральное право на любовь и счастье.

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Счастливые жених и невеста.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Счастливые жених и невеста.

В 19-м веке бывали ситуации, когда мужчина не мог развестись и жениться на любимой женщине. В этом случае он должен быть первым делом дать ей обеспечение.

Она могла в любой момент забеременеть. А он – умереть. Смертность была высокой…

Говорит ли мистер Рочестер про обеспечение?

Грубо говоря… Перевёл ли он накануне свадьбы часть своего состояния на Джейн?

Ну да. Это же не Кнуров. Как можно… о таком меркантильном и пошлом?!

Но вот это и есть инфантилизм. Безответственность.

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Драма во время венчания.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Драма во время венчания.

Джейн об этом не думает, когда бежит из Торнфильда. Но, быть может, веди себя Рочестер ответственно, она бы не сбежала.

Порядочность, нравственность, долг… Лютая тоска! Хочется другого – быть рядом с любимым.

И в конце романа Джейн несётся в Торнфильд.

К тому времени у неё появилось обеспечение. Она чувствовала себя более уверенно... Стала ещё умней...

И тут можно было бы не делать Рочестера свободным мужчиной, а придумать что-то интересней.

Но Шарлота Бронте пошла по простому пути – «физическое устранение мешающего персонажа». Нет жены - нет проблем:) Впрочем, романа с другим концом цензура не пропустила бы.

Платье, как у Джейн Эйр, на портрете русского художника, и длинные локоны Бланш Ингрэм.

Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Рочестер и Джейн.
Кадр из фильма «Джейн Эйр», ВВС, 1983 год. Рочестер и Джейн.

«Шлейф волочился по полу, словно русалочий хвост»… Как я одевала свою героиню.

«Одета изящно, но смело и не по летам»… Насколько неприлично одевалась Харита Игнатьевна?

#кино #литература #искусство #женщины #психология