Читая роман в молодости, я не понимала Джейн Эйр. Тогда я была уверена: я бы не ушла от мистера Рочестера. Не рассталась бы с человеком, которого так сильно люблю и который любит меня.
Тем более после таких аргументов. Эмоциональных, но вполне логичных:
«– Значит, ты допускаешь, что я лжец. Ты оскорбляешь меня; я заявляю, что не изменю тебе, а ты утверждаешь мне в лицо, что изменю. Но о каких же изуверских взглядах… говорят твои поступки! Неужели лучше ввергнуть своего ближнего в отчаяние, чем преступить созданный человеком закон, если это никому не принесет вреда? Ведь у тебя же нет ни друзей, ни родных, которых ты бы оскорбила, живя со мной»…
Да… Только это – из области манипуляций. На которые горазды люди типажа Рочестера.
Кто он по соционике? Похоже, «мотор Гамлет». Но не важно! К манипуляциям склонны разные люди. Только у одних это выходит естественно, ловко, а у других – плохо.
Рочестер – превосходный манипулятор. Он манипулирует как дышит:
«– Значит, ты лишаешь меня любви и спасения? Ты снова толкаешь меня на случайную страсть, на порок?»…
Вот так! И не подкопаешься. Не похоже на манипуляцию. И конечно, мистер Рочестер не манипулирует осознанно…
Но результат есть. Джейн – в тревоге, в сомнениях:
«... Я могла еще вернуться и стать его утешительницей, его гордостью, его спасительницей в несчастье, а может быть, и в отчаянии. О, этот страх, что он погубит себя, – как он преследовал меня!»…
И всё-таки Джейн убегает. Доводы рассудка одержали верх над чувствами. Почему?
Джейн прошла страшную школу жизни и стала не по возрасту умна. Она не могла не заметить инфантильности Рочестера.
А инфантильность подразумевает безответственность.
Вот, зачем Рочестер изображал влюблённость в Бланш Ингрэм?
Ему было забавно. Дать надежду этой надменной красавице, а потом разочаровать её. Приехать к ней в дом, распустив слух о своём разорении, и наслаждаться тем, как Бланш и её маман терпят его присутствие только ради светских приличий. Ехать от них и ржать…
А то, что он заставил переживать Джейн – пустяки. Ну, он же вознаградит её потом…
То есть втянет в незаконный брак.
Сколько ему лет? Тридцать пять? Пора бы уже повзрослеть…
Если перенести ситуацию в наши дни, всё равно выходит ужасно. Ну нельзя шутить такими вещами! И оправдывать себя тем, что имеешь моральное право на любовь и счастье.
В 19-м веке бывали ситуации, когда мужчина не мог развестись и жениться на любимой женщине. В этом случае он должен быть первым делом дать ей обеспечение.
Она могла в любой момент забеременеть. А он – умереть. Смертность была высокой…
Говорит ли мистер Рочестер про обеспечение?
Грубо говоря… Перевёл ли он накануне свадьбы часть своего состояния на Джейн?
Ну да. Это же не Кнуров. Как можно… о таком меркантильном и пошлом?!
Но вот это и есть инфантилизм. Безответственность.
Джейн об этом не думает, когда бежит из Торнфильда. Но, быть может, веди себя Рочестер ответственно, она бы не сбежала.
Порядочность, нравственность, долг… Лютая тоска! Хочется другого – быть рядом с любимым.
И в конце романа Джейн несётся в Торнфильд.
К тому времени у неё появилось обеспечение. Она чувствовала себя более уверенно... Стала ещё умней...
И тут можно было бы не делать Рочестера свободным мужчиной, а придумать что-то интересней.
Но Шарлота Бронте пошла по простому пути – «физическое устранение мешающего персонажа». Нет жены - нет проблем:) Впрочем, романа с другим концом цензура не пропустила бы.
Платье, как у Джейн Эйр, на портрете русского художника, и длинные локоны Бланш Ингрэм.
«Шлейф волочился по полу, словно русалочий хвост»… Как я одевала свою героиню.
«Одета изящно, но смело и не по летам»… Насколько неприлично одевалась Харита Игнатьевна?
#кино #литература #искусство #женщины #психология