Я не люблю фентези как жанр, вообще – оно для меня не всерьез. Ну, что с того, что кто-то умер, раз он не существовал никогда? Что с того, что кто-то кого-то любил, если ни того, ни другого в природе не было? За книгу Зеленжар «Исход благодати» я обреченно взялась на марафоне чтения, мы обменялись обоюдными впечатлениями, а потом мышка как-то втянулась и продолжила есть кактус. Кактус оказался пейотлем.
Все начинается с того, что повар вляпывается, кондитер влипает. Начало повествования в прямом смысле вязковато. Между двумя полюсами приморской Ильфесы – орденом протекторов и гильдией убийц – эмоционально и расположен безобидный законопослушный Эстев, представитель лояльного большинства, не гнушающийся плетью для ленивых слуг, глубоко озабоченный (и восхищенный) тем, что на него возложена ответственейшая задача подать наилучшие десерты на стол Его благодати – воплощенного человеческого и божественного закона страны. Все бы ничего, да только, откушав десертов, Его благодать отдает богам (или не богам? он же сам – бог) душу, а бедняга Эстев, не в чем не повинный, оказывается мало того, что обвиняемым в святотатстве убийцей, так еще и лидером повстанческого движения бедняков. Кому-то очень нужно, чтобы лидер повстанцев вышел, так сказать, из буржуазного большинства населения Ильфесы…
Эстев не тянет на героя – ни внешне, ни внутренне. Не герой и писаный красавец Асавин, умело разводящий на деньги жадных до впечатлений гостей Ильфесы. Тьег не успел вырасти до героя, тем паче, что большую половину книги занят тем, что страдает от раны. Кеан, протектор, несмотря на убежденность, молодость, красоту, годится разве что на антагониста. Но возникает вопрос – антагониста кому? Вы не найдете в «Исходе благодати» одной сюжетной линии. Все они спутываются в клубок копошащихся, плюющихся ядом змей, каждая из которых по очереди высовывает треугольную голову, чтобы впиться в читателя. Главного героя в книге нет. Если не считать главным героем рассказчика, то герой, безусловно, сама Ильфеса – своей лоснящейся жирной тушей, украшенной синяками и ссадинами, расползшаяся на морском берегу. Это ее тысячу лиц опрометчиво желает изучить домашний и родовитый мальчик, ее, родимую, знает, как свои пять пальцев, прожженный сводник, ее проныривают насквозь рыболюды и охаживает жалящей нагайкой господин Морок, из всех обличий имеющий настоящим лишь то, которое не показывает никому.
Интересный микс вымышленного, живого, условно средневекового южного города – и довольно современных схем ведения бизнеса и кровавых разборок местной мафии. Местами «современности» впечатления от текста помогает то, что отдельные персонажи носят вполне нормальные английские имена. Френсис и иже с ним прекрасно бы смотрелись в тридцатых-сороковых как соперники какого-нибудь Корлеоне. Правда, ввиду полной охренелости (назовем это мягко) данного персонажа Корлеоне (какой-нибудь из двух) благородно порешил бы его на первых же страницах опуса Марио Пьюзо. Я пробовала найти аналог Ильфесе – чисто интуитивно – из виденного/прочитанного о городах, например, Средиземноморья, но не нашла. В этой локации есть и своеобразие, и при том отчетливых запах какой-то знакомости, не дающейся в руки.
Подчеркну для нервных (таких, как я). Это совершенно темное фэнтези. Не в смысле жанра, а в смысле содержания. В смысле, догонят и еще дадут тому, кто не увернулся первый раз. И да, тем, кто за все хорошее против всего плохого, тут делать нечего, потому что тут нет хороших. Как нет и абсолютно плохих. Эльфов, даже тьооооомных, здесь нет. Вот еще, эльфы в Ильфесе сдохнут в первые десять минут, в первые полчаса будут проданы в рабство. Зато здесь есть рыболюды. Очень клевые ребята, используемые автором для того, чтоб прописать отвратительность ксенофобии во всей красе (хорошо, автор просто их использует, а это я так прочитала). Это же так удобно – не считать кого-то конкретного за людей? Тем более, что они и действительно не вполне (вполне не) люди. Отношение у людей к рыболюдам примерно такое, как у плантаторов, даже и сравнительно гуманных, к чернокожим рабам – то есть, жалко их, конечно, но они ж от природы недоделанные и не способны развиваться до уровня белого, и вот это всё. Ну, там можно сувенирчик какой из их зубов сделать, чашу из черепа - знакомо, да?
Прекрасно прописана разность мировоззрения, мироощущения, тонкость контакта людей и нелюдей – на примере Ондатры и Итиар. При том, что понятно, они не пара, история получилась невыносимо трогательная. Пожалуй, это вообще в книге самое оригинальное и живое. Великолепно прописана система отношений в клане Ондатры – я наслаждалась, как автор монтирует человеческое мировоззрение и мировоззрения зверя.
Это книга для тех, кто любит хорошо проработанные авторские миры и сериальность – потому что книга «Исход благодати», если я правильно понимаю, на самом деле первая. Для тех, кто, как я, любит конкретный финал в финале книги, тут некоторый облом – далеко не все сюжетные линии прояснены (хотя и я догадалась, чо уж). В первой книге наживка попадает в капкан и проясняется некое направление действия для отдельных персонажей, а для других – все спутывается в неразрешимый клубок метаний. Зато для любителей неспешно развивающихся объемных циклов – самое оно.
Мощно прописанная, динамичная боевка, очень зримая. Дивные сцены первобытной охоты в океане. Рыболюды – это прямо мое любимое. Глубоко отвратительный протекторат. Цитадель нищих, удерживаемая отщепенцами всех мастей под командой характерного Морока. Гильдия убийц, штурмующая ту цитадель сам-третей – и едва не одерживающая победу. Мне нравится, как это написано, хотя этот мир так и не стал любимым – но он совершенно определенно точен, объемен, он не просто зрим, он, как ему и положено, воняет жизнью. Самой разной жизнью.
Чего мне было мало в книге? Женщин. С одной стороны, как человек, выросший на литературе 19-20 вв., я привыкла к тому, что «царица у окна села ждать его одна», с другой стороны – одной активной (и то под конец) роли Настурции маловато. Женщина в этой книге существо в основном претерпевающее, пассивное и страдательное (Уна не в счет), но автор обещал подвезти более активных. Ждем.
Моя эмпатия сильно протестовала против условного финала книги, где дорогой автор залила кровью дорогих героев монитор примерно по колено. То есть, я понимаю, что автору нужна была такая буря в Ильфесе, которую не укротить аккуратными репрессиями, но все равно, негодую на кровожадность. Ну и да, автор порой нерационально расходует героев – просто чтоб показать, что в Ильфесе песец не звонит дважды, но молча приходит ко всем, независимо от пола и возраста, но спасибо, я-то поняла это буквально с первых сцен, пояснять не надо. Однако своей цели автор добилась – мощная завязка событий есть, а что дальше будет… доживем – почитаем.
Главное, мне рыболюдов побольше, я их умею готовить. В смысле, читать.
Резюме: отличное, крепкое фэнтези 18+.
#фэнтези #темное фэнтези #что почитать