- Мама звонила. - Николай вернулся с работы не в срок. Отцу плохо. Скорую вызвали, но, видно, придётся нам его, Поля, в город забирать, в больницу. Надо ехать, а у меня машина на сервисе.
- Пап, давайте я вас отвезу. - Услышавший слова отца, Вася хвастливо покрутил на пальце ключи. - Моя на ходу. Зверь, а не машина.
- Нам зверя не надо. Нам бы доехать. - Мрачно пошутил отец. - Но, если поможешь, было бы неплохо.
Он волновался, и Полина озабоченно поглядывала на него: как бы самого в больницу везти не пришлось.
- Коля, может отложим поездку. Ты как себя чувствуешь?
- Нельзя откладывать, Полина. Отец старый. Случись что, не прощу себе. Знал, что плохо, и не приехал? Нельзя так. Да и Васю отец увидит, рад будет. Любимый внук. Поедем.
Смеркалось. Вася уверенно вёл машину. "Когда только научился так?" - Подумал Николай Васильевич. - "Правду отец говорит: Прохоров".
Дорога сузилась. Неожиданно откуда-то с боковой дороги вывернул большегруз и замаячил впереди. Вася посигналил. Но большой машине некуда было деться и она продолжала движение. Вася занервничал. Тащиться за этой колымагой совсем не входило в планы молодого человека.
- Скорость сбрось. - Предупредил Николай Васильевич. - Там дальше дорога на расширение пойдёт, тогда и обгонишь его.
Вот ещё. Когда это будет. Он бросил взгляд на встречную полосу. Свет фар ещё далеко. Он успеет. Вася резко нажал на педаль газа и решительно выкрутил руль.
Вспышка ударила по глазам. Грохот металла. И тишина...
* * * * *
Похоронили родителей рядом. Водитель встречной машины тоже погиб. На Василии не оказалось ни царапины.
Когда на место аварии примчались бригады скорой, полиция и Илья, первым узнавший о случившимся, немолодой усталый врач спросил:
- Родители?
Мужчина кивнул:
- И брат.
- Он не в рубашке у вас родился?
- Не знаю. - Взгляд Ильи был прикован к носилкам, полностью закрытым тканью. - Мама не говорила.
- Первый раз вижу, чтобы кто-то выжил в таком ДТП. И мало выжил, ни одной травмы. Чудо какое-то. - Врач похлопал Илью по плечу. - Держитесь.
- Спасибо, доктор.
Все заботы о погребении он взял на себя. Настя лежала на сохранении и, чтобы Иван не разрывался между больницей и домом, старший брат старался сделать всё сам.
- Как же так? - Марина мыла посуду, а Илья машинально вытирал полотенцем чистые тарелки. - Илюш, они же ещё не старые совсем.
- Не знаю, Маришка. Твоя мама тоже не была старой. Наверное, судьба.
- Мама болела. - Марина вздохнула. - А твои мама и папа... Как же жалко их.
Она тихо заплакала. У Ильи тоже ком встал в горле. Он отложил полотенце и обнял девушку за плечи. Марина доверчиво уткнулась в него.
- Ты винишь Васю? - Вдруг спросила она.
- Суд ещё впереди, посмотрим, что скажут. Как тебе с ним? - Уходя от ответа, задал встречный вопрос Илья.
- Я привыкла. - Марина вытерла слёзы. - Я всегда знала, какой он. И про характер, и про избалованность. Но я его полюбила таким.
- Так полюбила или привыкла?
- Сама не знаю...
* * * * *
Вася хмуро смотрел на старших братьев. Они собрались на семейный совет, и младший не ждал от этого разговора ничего хорошего. Суд оправдал его. Обгон на том участке не запрещён. Водитель большегруза показал, что Вася подал соответствующий сигнал, а встречная машина неслась с огромной скоростью. И только он один знал: виноват. И братья, казалось, знают об этом тоже. Но речь пошла о другом.
- Мы решили продать квартиру родителей. - Сообщил ему Илья.
- Вы решили? Очень интересно. - На лице Васи было написано искреннее возмущение. - А где мы с Мариной будем жить?
- На первое время снимете квартиру. Я помогу. Доля каждого из нас довольно приличная. На солидную часть ипотеки вам хватит. Квартира у мамы с папой хорошая, большая, в центре. Такое жильё пользуется спросом. Думаю, продадим быстро и за хорошую цену.
- Всё просчитали? А меня вы спросили? - Заорал Вася. - По-вашему справедливо, что мы окажемся на улице?
- А по-твоему справедливо тебе одному жить в квартире всей нашей семьи?
- Не одному, а двоим!
- Даже двоим. Иван с Настей живут у Настиных родителей. Их скоро трое будет. Им разве своя квартира меньше нужна?
- А тебе? У тебя-то жильё есть!
- Про меня вопрос отдельный. Тебя не касается.
- Ах, не касается!
- Не истери, Васька. - Оборвал его молчавший до этого Иван. Ты уже не маленький. А мы тебе не папа с мамой, чтобы свои капризы перед нами продавливать. И по закону и по совести всё справедливо. Иди работай, с хорошим взносом и работой ипотеку тебе дадут.
- Я что идиот, в эту кабалу впрягаться?
- Поздравляю, Илюх, ты у нас идиот. - Насмешливо констатировал Ваня. - Да и я, вскоре тоже планирую им стать. А ты, братишка, если такой умный, делай так, как считаешь нужным, но квартиру мы продаём.
* * * * *
Не выдержав известия о смерти сына, вскоре умер Василий Иванович. Свою половину дома он завещал Васе.
- Живём, Маришка! Продадим дедов дом и можно покупать квартиру! Всем нос утру! Они думали, хуже мне делают, а дед, молодец, всё мне оставил.
- Вася, - Марина смотрела на весёлое и довольное лицо мужа - о чём ты сейчас? У тебя дедушка умер! Неужели не жалко совсем?
- Он старый был, Марин. Отжил уже своё. А нам сейчас жить надо. Жить, слышишь, а не слезы лить.
- Ты не забыл, что бабушка жива? Ей тоже надо жить! Жить в собственном доме! Вторая половина принадлежит ей, Вася, и по полному праву.
- А, ну да-да, ты права.
Права Маринка. Бабушка жива ещё. Надо поторопиться, пока Илюха и её не обработал, как Ваньку.
Илья сразу после похорон дедушки уехал в длительную командировку за границу. Настя родила мальчика. Малыш родился слабеньким, и они с Иваном полностью были заняты здоровьем сына.
- Привет, бабуль!
- Васенька, здравствуй. - Всплеснула руками бабушка. - Как же хорошо, что ты приехал! А то я, как дедушку схоронили, что-то совсем расклеилась.
- Да что ты, бабуль. Я подумал, Илюшке и Ваньке всё некогда, у них свои заботы, а я дай поеду к тебе. Трудно ведь одной.
- Трудно, Васятка, как не трудно. Да и тоскливо Дедушка твой, царствие ему небесное, хоть и не больно ласковый был, а всё ж мы с ним жизнь вместе прожили.
- Да знаю я, бабулечка. Ты уж прости меня за всё, я тоже нервов тебе много попортил. Маленький был, глупый. Да и характером, сама говорила, в дедушку.
- Дети растут, Васятка. Мальчики становятся мужчинами. Вот и вы выросли. И ты теперь взрослый. Поди понял, что к чему.
- Понял, бабушка. Я вот что подумал, тебе одной трудно здесь будет. Может, продадим этот дом, а ты будешь со мной и с Маришкой жить? Мы ведь и детей планируем. Повозишься с правнуками, а мы позаботимся о тебе.
- Не знаю, Васятка. Хорошо было бы. Мне, правда, трудно уж управляться со всем. Дом, он хозяина требует, мужской руки.
- Вот я и говорю. - Подхватил Вася. - Пока дом крепкий, за него хорошую цену взять можно. Продадим, купим квартиру и будем все вместе жить. Бабуль, только доверенность на меня придётся выписать. Дедушка ведь свою часть мне завещал, два собственника мы с тобой. Но оформлять всё мне самому придётся. Не хочу таскать тебя по всем этим офисам и конторам. Утомительно это. Ну что, сделаем доверенность?
- Ты, Вася, делай, как надо. Я в этих вещах мало что понимаю. Да и прав ты, ездить мне тяжело уже...
К приезду Ильи младший брат уже провёл сделку. Дедов дом, которому завидовала половина села, купили быстро. Крепкое хозяйство с ухоженным огородом и садом не осталось без внимания покупателей. Вася, давно присмотревший подходящую квартиру, довольно потирал руки. Оформил он её только на себя.
- Ты что же это сделал, Вась? - Старший брат приехал к нему как-то вечером. - Зачем бабушку с места сорвал? Почему никого не спросил?
- А вы меня с Ванькой спрашивали, когда квартиру решили продать? Теперь держите ответочку. Дом этот дед мне завещал, вы к нему отношения не имеете. А бабушка сама согласилась!
- Ни мне, ни Ивану дом не нужен. Покажи только бумаги на квартиру. Хочу убедиться, что ты бабушке её долю выделил.
- А больше ты ничего не хочешь? - Вспылил Вася. - Бабушка со мной живёт. Мало тебе этого? А остальное - не твоя печаль. Займись уже своей жизнью! Ты мне не отец, чтобы ответа спрашивать.
- К бабушке дай пройду. - Нахмурился Илья. - Или тоже не моё дело?
- Иди. - Вася недовольно мотнул головой в сторону комнаты.
- Бабушка! - Она поднялась к нему навстречу. - Как тебе здесь?
- Хорошо, Илюшенька. Маришка такая заботливая девочка. Ничего мне делать не даёт. Всё сама и сама.
- А что грустная такая?
- Непривычно, Илюша, в городе. Дома-то, хоть и тяжело управляться, а каждый уголок, каждая заботушка родными были. Там куст подвяжешь, там копнёшь, приготовишь что-то, и день прошёл. А здесь, словно без рук я. Пользы от меня никакой.
- Да разве в пользе дело, бабуль? Ты с нами рядом - вот главная твоя польза. Хочешь, ко мне переезжай. Квартира большая, поместимся.
- Что ты, Илюшенька. Братья, вон, младше, а уже оба при семьях. Тебе свою жизнь надо устраивать. А тут бабка старая в квартире мешается.
- Бабушка, - старший внук взял её руки в свои - ты мне никогда помехой не будешь, запомни это. Ты мне столько любви дала, что вовек не рассчитаться.
- Глупый ты мой, да разве любовь в долг дают, чтобы за неё рассчитываться приходилось. Её с радостью дарить надо, только тогда человек счастлив бывает. Вы и есть моё счастье, мои мальчики...
Продолжение следует... часть 6
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------