Найти тему
Анна Николаева

По медвежьим тропам в Лаго-Наки

Для своего первого похода по Кавказу с палаткой мы выбрали легендарный «Всесоюзный 30 маршрут», известный еще среди советских туристов. Другое название маршрута - «Через горы к морю», что вполне оправдывает свое название. Маршрут проходит от кордона Гузерипль Кавказского заповедника в Адыгее через подножие ледника Фишт и выходит к Дагомысу.

Кордон Лаго-Наки
Кордон Лаго-Наки

До кордона мы добрались на такси от Каменномосткого, в который приехали на автобусе из Краснодара. Дорога до кордона живописная, шла прямо сквозь горы. На кордоне получили пропуска, заранее оплаченные онлайн на сайте заповедника. Кордон представляет собой деревянный домик с краю грунтовой дороги, где и начинается маршрут. Здесь начинаются и маршруты выходного дня, мы встречали много людей, которые просто приехали прогуляться по заповеднику. Нас спрашивали, куда мы идем с такими большими рюкзаками, не боимся ли медведей. К слову, медведей мы, конечно, боялись, но об этом будет чуть позже.

Плато Лаго-Наки
Плато Лаго-Наки

Итак, сначала мы прошли немного по грунтовой дороге чуть дальше от кордона и затем свернули на тропинку, указанную навигатором. Места впечатляющие: тропинка вилась сквозь бурную растительность по плато Лаго-Наки, петляя и изгибаясь, а вдалеке виднелись вершины гор. И если возле кордона на грунтовой дороге мы еще встречали людей, то потом, по мере продвижения вглубь заповедника, людей становилось все меньше и меньше. В какой-то момент мы увидели двух пастухов на лошадях, которые пересекли нашу тропинку впереди, волоча за собой тело какого-то животного. Медведь это был или лошадь - мы так и не смогли разглядеть. Но впечатление от этого все равно осталось какое-то... загадочное что ли. Что волокли эти два пастуха на лошадях? Куда? Как они узнали об этом животном?

Начал накрапывать дождик, так как мы были лишь в лонгсливах и шортах, то нас напугали низкие облака и ветер, и мы поскорей достали свои дождевики. Дождик, правда, так и не разразился в полную свою силу, а лишь окропив немного землю, умчался стороной.

Моросящий дождь на плато
Моросящий дождь на плато

Вышли мы к своей первой стоянке - Инстукторской щели. Со склона плато открывался широко охватывающий взгляд на стоянку, на которой мы насчитали порядка 50 палаток. Чуть поодаль от палаток расположился туалет в отдельном треугольном домике. Туалет, кстати, чистый и постоянно посыпаемый каким-то антисептиком, который совершенно перебивал запах и бактерии. Мы встали на полянке недалеко от ручья рядом с другими палатками. И хоть, когда мы шли, было немного не по себе от одиночества, от того, что мы шли совершенно одни в горах, то на стоянке было совсем не страшно, так как туристов таких же, как и мы, было предостаточно.

Стоянка Инструкторская щель, июль 2021
Стоянка Инструкторская щель, июль 2021

Когда мы подходили к Инструкторской щели, у нас еще была мысль пойти дальше и заночевать на следующей стоянке, на реке Цица, так как в первый день мы прошли не так много километров и совсем еще не устали. Однако вид ярких палаток и близость людей убедили нас остановиться на Щели.

Поставили палатку, переобулись из походных высоких ботинок в кроксы, дав отдохнуть нашим стопам. Приготовили ужин на горелке. Если раньше при упоминании походов сразу представлялись макароны с тушенкой на ужин, то сейчас благодаря современным фирмам даже в походе можно полноценно и вкусно питаться, не ограничиваясь одной лишь тушенкой. Мы в этом походе ели сливочное мороженое и пили вкусные морсы. К слову, мороженое это лиофинизированное, выпускается русской фирмой «Тройная точка», которая, к большому нашему сожалению, прекратила выпускать свою продукцию в начале 2021 года. Можно найти иностранные аналоги такой продукции, но они и более дорогие, и на мой взгляд не такие вкусные.

Еда в походе
Еда в походе

Ложатся спать в горах рано, обычно как сядет солнышко, так как в темноте нечего делать. Посиделки у костра в Кавказском заповеднике запрещены, да и не из чего костер делать, вокруг одно лишь разнотравье. Вот и мы, отужинав и почистив зубы, легли отдыхать после первого походного дня.

На следующее утро солнышко нас разбудило, начав прогревать палатку. За ночь сильный конденсат покрыл весь тент палатки. А как прекрасно просыпаться утром в горах, открывать палатку и любоваться прекраснейшим на свете видом окружающих гор! В каждом своем походе я особенно люблю именно утро, это чувство, когда открываешь палатку навстречу насыщенному дню и любуешься возникающим видом. Правда, не всегда нравилось мне вылезать из палатки утром, особенно если ночь была холодная, а солнышко еще не успевало как следует прогреть палатку. А чего стоит заставить себя в таких условиях взять и умыться в горной речке, вода в которой обычно такая бодрящая! Привыкли мы к теплой воде из-под крана дома, живя в городах. А как же в некоторых деревнях до сих пор умываются водой из рукомойника? Хотя таких домов, конечно, да и таких деревень становится все меньше и меньше. «Прощай, немытая Россия...» Актуально ли еще это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова?

По дороге на стоянку на реке Цица
По дороге на стоянку на реке Цица

Приготовив завтрак, выпив чашечку кофе, начали мы собирать вещи и палатку и выдвинулись в путь. Мы не первые и не единственные собирались в лагере. Многие шли в радиалки, захватив с собой лишь небольшие рюкзачки. Дошли мы до стоянки на реке Цице, где думали ночевать вчера. И поняли, как хорошо, что мы остановились на Инструкруторской щели. Потому что на стоянке Цице не было никого. Абсолютно, лишь одни заросли в человеческий рост высотой. Вот уж ночевать там одним было бы то еще приключение. Перешли мы вброд Цицу и начали подниматься к озеру Псенодах. Тропинка совсем терялась в зарослях кавказской растительности. Шли мы и постоянно свистели в свистки. Потому что так и рисовало воображение медведя, который так же, как и мы, пробирается сквозь заросли. И столкнуться с ним лицом к лицу уж совсем не входило в наши планы. Хотя сколько мы читали про кавказских медведей, что они дружелюбные и при встрече с человеком улыбаются. Однако испытывать судьбу не хотелось. Второй день был самый напряженный именно из-за зарослей и нашего полнейшего одиночества на маршруте, сильной жары и большого километража.

Заросли по пути на стоянку на реке Цица
Заросли по пути на стоянку на реке Цица

Когда мы вышли к озеру Псенодах и увидели на его берегу палатку и людей, как же мы обрадовались представителям нашего вида! На радостях даже появились силы и мы прибавили ходу, спускаясь к озеру.

Озеро Псенодах
Озеро Псенодах

Озеро красивое, вода в одном месте в нем бирюзово-изумрудная, очень напоминающая море. Некоторые туристы купались. На берегу озера мы сделали привал, подкрепились и, обойдя озеро, двинулись дальше в путь к приюту Фишт.

Маршрут стал выразительней, нежели в первый день, когда мы просто шли по плато. Сейчас мы передвигались вдоль цирка (котловины в горах), где лежал снег. Издалека на этом снегу мы увидели серну. Первая мысль была, конечно, медведь, но приглядевшись, мы поняли по стройным ногам, что это менее крупное животное. Здесь же мы и на нашей стороне увидели снег и даже переходили его.

Снежник
Снежник

Спуск к приюту Фишт проходил уже, когда солнышко скрылось за вершинами и мы спускались в тени гор. По пути нам начали встречаться свежие медвежьи какашки. Мы много читали про ночевки на Фиште и то, как в прошлом году медведи приходили в гости по ночам. После этого приют огородили электрической изгородью (электронным пастухом). Приют с высоты Фишт-Оштеновского перевала, с которого мы начали спуск, выглядел таким небольшим и далеким, а нам так хотелось быстрее в него попасть. Но наконец и этот спуск был позади, мы перебрались по мосту через речку Белая, вошли в калитку в изгороди. Возле калитки за столиком сидел сотрудник приюта, который записал наши данные, подробно объяснив правила жизни на стоянке, что где находится, где набирать воду, где принимать душ. Да, на Фиште можно принять душ с холодной водой.

Стоянка на Фиште
Стоянка на Фиште

Мы выбрали местечко для своей палатки, приняли душ, приготовили ужин на горелке и легли отдыхать. Переживаний за день было предостаточно, свежие впечатления наполняли голову и мы, полные эмоций, заснули.

Вид из палатки на следующее утро был еще живописней, чем в предыдущий день. Здесь уж были неприступные вершины гор, которые озаряло солнышко.

Утро из палатки
Утро из палатки

Позавтракав и собрав палатку, попрощались мы с гостеприимным Фиштом и выдвинулись в путь по лесу. Нас обогнали ребята на велосипедах. Зачем в горах велосипеды? Как мы потом узнали, все велосипедисты несут свои средства передвижения на себе на этом маршруте ради Веселого спуска, который нам предстоял впереди.

По пути к Веселому спуску
По пути к Веселому спуску

Поднялись на перевал, с которого пришли к домикам пастухов, стада коров мы проходили по пути. Сделали привал, познакомившись с велосипедистом, который как раз и рассказал нам про Веселый спуск и что именно ради него он сюда приехал.

Когда начали мы спуск, удивлялись, почему же он назван Веселым. Вполне себе нормальный спуск, в меру сложный. Но, как оказалось, мы просто еще до него не дошли. Когда же Веселый спуск начался, мы сразу поняли, что он начался. Уклон был весьма сильный, камни катились из-под ног. И такой спуск длился километров 5. Да, мы вполне прочувствовали на своих ногах всю веселость Веселого спуска.

Спустились мы к стоянке Бабук-Аул, нас довезли местные жители до Солох-аула и оттуда на автобусе доехали до Дагомыса. Можно было остановиться на стоянку и в Бабук-ауле, но уж слишком мы хотели быстрей оказаться в цивилизации. Из Дагомыса доехали до Адлера, где и был забронирован отель.