Найти в Дзене
Психология Практика

Чем успешней мы в социуме, тем лучше себя чувствуем

В этой статье поделюсь мыслями Альфреда Адлера - австрийского психолога, психиатра и мыслителя, создателя системы индивидуальной психологии. В годы своей практики Адлер изучал поведение человека, его самореализацию в обществе и возможные отклонения в развитии. Основная мысль «индивидуальной психологии» заключается в том, что человек не может существовать изолировано от общества.

Вижу в этом здравое зерно, потому как в личной практике достаточно часто сталкиваюсь именно с такими результатами: чем меньше человек взаимодействует с обществом, тем более он повержен невротическим отклонениям, и наоборот.

Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники – продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они – неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно социальному миру».

Всё начинается с детского возраста, когда ребёнок бессознательно сравнивает себя со взрослыми. Видя жизнь родителей и тех, кто его окружает, ребёнок желает «стать таким же сильным и умным», он бессознательно стремиться к совершенствованию, превосходству и развитию своих способностей. Стремление юной личности преодолеть комплекс неполноценности и есть движущая сила в развитии.

На стадии самостановления важным фактором является формирование коммуникативных навыков и умение взаимодействовать с окружением.

-2

Группы развития, детский сад, школа, тематические кружки, ВУЗ, первая работа – социальные институты, где человек не только учится «профессиональному мастерству», но и выстраиванию отношений.

Основная задача взрослого – помочь ребёнку выработать эффективные механизмы взаимодействия. К сожалению, в школьные годы многие родители фокусируются исключительно на оценках, в то время как коммуникации имеют куда более важное значение в период становления личности. Учебный материал всегда можно повторить, заучить, проработать с репетитором, но вот поднять упавшую самооценку совсем не так просто.

Когда в социальной адаптации происходит сбой, у ребёнка зарождается нездоровое чувство отрешённости, он замыкается в себе и уходит от социальных контактов. Более подробно мы разбирали эти периоды в статье про возрастные кризисы. Самый активный возраст закрепления моделей поведения происходит в возрасте 15-18 лет, в этот период мы уже понимаем, получится ли у подростка выстраивать в дальнейшем функциональные модели поведения или нет.

Адлер вывел три ситуации детства, которые могут породить изоляцию, недостаток социальной активности и отсутствия моделей взаимодействия с обществом в будущем:

📍 Физическая слабость ребёнка: органическое заболевание и частые болезни ослабляют не только физическую, но и эмоциональную активность, что неизбежно сказывается на количестве и качестве контактов

📍 Изоляция ребёнка от сверстников: богатые родители не видят достойных друзей-товарищей и запрещают дружбу с одноклассниками, в дополнение создают тепличные условия, которые не позволяют ребёнку проявлять самостоятельность и брать на себя ответственность за решения и поступки

📍 «Брошенные дети»: нежеланный или отвергнутый ребёнок, который редко или никогда не чувствовал любви и сотрудничества в доме, не сможет использовать в дальнейшем успешные модели взаимодействия, потому как он попросту этого не умеет

В результате этих условий, у ребёнка может сформироваться низкая самооценка, недоверие к жизни и людям, и в качестве защитного механизма он выработает негативную стратегию: занять лидерские позиции с целью управлять, подчинять, господствовать. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными, замкнутыми, ранимыми и жестокими. Жажда власти и агрессии – это невротическое проявление, результат непроработанного чувства неполноценности и отсутствие социального интереса.

Адлер отмечал: «При изучении биографии наиболее значительных врагов человечества бросается в глаза одна общая черта: с ними плохо обращались в детстве. Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми».

-3

Если же человек развивается в позитивном ключе, учится устанавливать социальные контакты, с успехом преодолевает возрастные кризисы, взращивает в себе чувство сотрудничества, взаимодействует с окружающими, открыт для общения и взаимопомощи, стремится не только к личному комфорту, но и благополучию других людей, чувство неполноценности трансформируется и зарождается творческое начало здоровой личности.

Творческая сила делает каждого человека уникальным, свободным, самоопределяющимся. Творческие способности влияют на восприятие, память, мышление, фантазии и сны, выбор цели и методов достижения цели.

Свободный и всесторонне развитый человек имеет возможность реализовать собственные амбиции и в большей степени служить на благо обществу.

Подводя итог можно сказать одно, чем чаще и эффективней человек выстраивает деятельность в общественной системе сохраняя идентичность, и чем больше пользы он несёт людям, тем лучше он себя чувствует.

Практическая психология

#системаиличность #человекиобщество #личнаяэффективность #человекисистема #взаимодействиесобществом #психологияуспеха #психологияличности #психологиялидера #психолог наталья шохина