Найти в Дзене
В поисках смысла

Исчезнувшая Часть 2. Глава 1.

Иллюстрация взята из открытого источника.
Иллюстрация взята из открытого источника.

Электропоезд замедляет ход.

Попутчик в аляпистых шортах подхватывает рюкзак и топает на выход.

«В прежнее время мужик по доброй воле никогда бы не натянул такие подштанники. Впору на цирковую арену в них выходить!»-приходит в голову пассажиру, чей ворот намертво схвачен галстуком, и единственная дань лету-закатанные рукава рубашки.

Он то и дело бросает взгляд на часы, а на перроне и вовсе движется рысцой.

Но поджидающая его дама не проявляет признаков нетерпения. Или маскирует их под солнечными очками?

Женщина решительно, по-мужски протягивает ему руку?

-Элла.

-Павел Петрович.

Картина британского художника Марка Спейна. Открытый источник.
Картина британского художника Марка Спейна. Открытый источник.

“ Kia Picanto” кораллового цвета она ведёт мягко, так что пассажир ощущает почти эротическую приятность. Через полчаса они въезжают на улицу, застроенную особняками.

«Что-то типа выставки тучных нулевых».

-Вот мы и дома!- объявляет Элла, въезжая в аллею.

Зашуршал под шинами гравий. В этот момент взлетевшая птаха ударилась крылом о стекло пассажирской дверцы и унеслась прочь.

Вопреки ожиданиям ( «Заказчик –состоятельный человек»!) коттедж оказался скромным. Особенно в сравнении с соседскими замками. Даже единственное архитектурное украшение - башенка с правого фланга- выглядела анахронизмом.

Картина современного цифрового художника из Великобритании Доминика Дэвисона. Открытый источник.
Картина современного цифрового художника из Великобритании Доминика Дэвисона. Открытый источник.

А вот внутреннее убранство превзошло ожидания: отделка – сплошь натуральные дерево и камень. Но всё это великолепие не подавляло, ибо уравновешивалось множеством ниш и подставок, заполненных милыми безделушками.

Поднимаясь по лестнице следом за провожатой, он обратил внимание, как ладно сидит на ней брючный костюм. И цвет ласкает глаз: топлёное молоко.

…Дверь распахнулась. Как понял гость, рукой самого хозяина.

-Прошу!

Приземистый человечек с черепом, напоминающим бронзовый бюст, опустился позади овальной, обитой коричневой кожей столешницы.

Открытый источник.
Открытый источник.

На ней притулилась папка, смотревшаяся чрезвычайно скромно. По жесту Эллы посетитель понял: место ему отведено на диванчике. Податливость его кожи стала очередным приятным ощущением того дня.

Элла присела поодаль. Брючный костюм продолжал сидеть на ней, как влитой, демонстрируя портняжное искусство изготовителя.

« А вот патрон твой, дорогуша, из тех, кто даже в смокинге выглядит пингвином».

-Извините за дотошность, но я хотел бы видеть ваш паспорт,-произносит хозяин, утонувший в кресле с крылышками.

« Вольтеровское»-определяет посетитель, имеющий слабость к оригинальным мебельным конструкциям.-Эти выступы когда-то служили защитой от сквозняков».

Картина немецкого художника Джоланте Гессе. Открытый источник.
Картина немецкого художника Джоланте Гессе. Открытый источник.

Предупреждённый о бдительности заказчика, Павел Петрович с готовностью открывает барсетку.

Широкие, как строительные мастерки, пальцы "бронзового бюста" перелистывают страницы. Глаза-буравчики упираются в фото, затем устремляются на оригинал.

«Этот человек знает, откуда ветер дует, и с какой стороны намазан хлеб насущный».

-Мне рекомендовали вас, как хорошего аналитика.- Пальцы-мастерки возвращают документ.

Посетителя несколько задело, что хозяин дома не представился. Впрочем, ему и без того известно: Бондалетов Пётр Михайлович чурается подобного рода церемоний. Впридачу, посредник намекнул: заказчик обладает собственными методами выяснения правды:

« Из тех, кто может прочесть о намерениях другого, глянув на шнурки его ботинок».

Но кем приходится ему прекрасная Элла? На каком основании она не покидает кабинет?

От внимания Белозерцева не укрылось: под её расстёгнутым жакетом - бусы из крупных самоцветов. Время от времени дама касается этой своеобразной «кольчуги», словно убеждаясь: она по-прежнему на месте.

-Мне требуется квалифицированная консультация человека со стороны,- продолжил Бондалетов.

-Надеюсь, что вас поставили в известность, что я специализировался в сфере государственной безопасности.

- На этот счёт я предупреждён. Полагаю, и вас ввели в курс дела.

-В общих чертах.

Тяжёлая ладонь ложится на папку:

-Здесь материалы, которые предстоит изучить. Ваша задача – определить целесообразность дальнейшей работы.

-Какова её суть?

Бондалетов метнул взгляд в сторону Эллы. По тому, с какой реакцией женщина перехватила его, Павел Петрович понял: у пары - полная гармония.

- У нас пропала дочь,- сообщила она.

* * *

А в это время за тысячи километров от Москвы в Мюнхене Эрик Эппельбаум сидит в гостиной бабушки и дедушки на старом диване и играет в настольную игру.

На этом диване могла бы расположиться среднестатическая немецкая семья- мутер, фатер и двое киндеров.

Картина немецкого художника Ханса Шмитц-Виденбрюка. Открытый источник.
Картина немецкого художника Ханса Шмитц-Виденбрюка. Открытый источник.

Судя по вмятинам и потёртостям Эппельбаумы так и делали. Русский немец Альберт Иогансович, его еврейская жена Блюма Борисовна, русский зять Алексей и внук Эрик.

Альберт Иогансович бросает кубик, а после его приземления подслеповато склоняется над выпавшей гранью.

-Шесть!-подсказывает зять.

Старик потирает руки с желтоватыми загибающимися ногтями:

- Плыву в Америку! Как Христофор Колумб.

Дедушка передвигает фишку на шесть ходов, после чего осведомляется:

-Где ты проведёшь лето, Эрик?

-Полагаю, придётся съездить в Россию.

Дедушка подаётся в сторону внука:

-Опять в одиночестве?

Эрик бросает кубик и двигает фишкой в направлении « Russland».

- Надеюсь, с Эльзой.

-Мало того, что твоя мать не вылезает из России…

-Дедушка, мама работает в Украине.

Альберт Иогансович оттопыривает ладонью ушную раковину.

-Как? В Украине? В наше время говорили «на Украине».

Внук разворачивается к дедушкиному «локатору»:

-«В Украине»-политкорректнее.

-А как это согласуется с правилами русского языка?- упорствует Альберт Иогансович.

-Прости, дед, но эти нюансы пусть папа объяснит. Всё-таки литератор.

-Ну положим, уже не литератор,- бормочет Алексей.

Присутствующие помалкивают, опасаясь, что бывший писатель Алексей Сидоров взнуздает своего любимого конька:

« Д-а-а-а, в СССР я не ел баварских сосисок, не дышал озоном свободы, но имел вдохновение. И печатался в самой « Юности!»

Алексей бросает кубик,затем отмеряет выпавшее число ходов и замечает:

-За последний 20 лет я был на исторической родине дважды. И оба раза – на похоронах.

-Мы с твоей бабушкой надеялись, что это лето ты проведёшь в Германии!- Альберт Иогансович не намерен отступать от темы.

-Я тоже так планировал, но отец Авель пишет, что слёг. К тому же юбилей.

-Монахи празднуют дни рождения?- дедушкин локатор вновь разворачивается к внуку.

-Деревне, где расположен его монастырь, исполняется триста лет. Прошлым летом у него родилась идея- издать сборник местных легенд и сказаний.

-Узнаю прежнего Олега!-замечает Алексей.

Блюма Борисовна отрывается от вязания и смотрит на внука поверх очков:

-Когда мы уезжали из Советского Союза, в магазинах не было даже сливочного масла.

Раздаётся дробный стук- дедушка метнул кубик.

-Папа! Мой ход.

-Извиняюсь!-Альберт Иогансович нехотя передаёт кубик зятю.

-На Севере мы жили в посёлке Арбум,-дедушкины мысли делают очередной вираж,- а наша улица так и называлась – Немецкая. Местные пацаны приходили бить нас. Они думали, что мы фашисты. А я родился на Украине. Моя мать пела мне украинские песни.

Семья немцев перед отправкой в ссылку на Север. Открытый источник.
Семья немцев перед отправкой в ссылку на Север. Открытый источник.

Тут Альберт Иогансович вытягивает шею, как будто и впрямь слышит мелодию. Его кадык приходит в движение, а поскольку лицо и тело старика остаётся неподвижным, окружающим кажется, что именно из него и выходят звуки:

-Ой у гаю, при Дунаю

-Соловей щебече…

Старик беспомощно оглядывается. Он позабыл слова. Но тут с подносом входит Мария и подхватывает песню:

-Вiн же своего всего пташину

-До гниздечка кличе.

-Ох-тьох, тьох iтьох-тьох…

На этом «тьох-тьох» пение и завершается. Слушатели возвращаются к своим занятиям: Алексей передаёт кубик сыну,бабушка поддевает спицей очередную петлю. А исполнитель вспоминает, что пора посетить туалет.

«Со временем люди уменьшаются в росте,-размышляет русский зять, провожая тестя взглядом.- В то же время стариковские брюки зачастую выглядят чересчур короткими. Парадокс…»

Игра продолжается в уменьшенном составе. Алексей достигает русского Севера, при чём того места, которое прошлым летом посетил сын.

Мария заканчивает расставлять кофейные чашки.

За минувший год её положение в семье поменялось: из сиделки она превратилась в сноху подопечного.

Бывший зять продолжает жить под одной крышей с Эппельбаумами. Что касается Эрика, тот, игнорируя мачеху, не спешит сменить гнев на милость. Вот и сейчас не дожидаясь, когда определится победитель, он встаёт из-за стола:

-Мне пора.

-А как твои любимые блинчики с капустой?- откладывает вязание Блюма Борисовна.

-Эльза накормит его чем-то посущественнее!- рокочет вернувшийся дед.

-Всем хорошего дня!- Эрик целует бабушку и дедушку.

-Эрик,может, пива выпьешь?- Блюма Борисовна предпринимает отчаянную попытку удержать внука.

Тот улыбается и…согласно кивает.

И не потому что любит хмельной напиток.

Наклонившись к бабушке, он замечает её покрытые красными капиллярами белки. Блюма Борисовна никогда не жалуется на здоровье, но Эрику известно: она принимает лекарство от гипертонии.

-Я бы тоже не отказался!-бросает отец в удаляющуюся спину тёщи.

-Кто бы сомневался!- отвечает та, не оборачиваясь.

« Этакая Лени Рифеншталь!»- думает Алексей, глядя на тёщу.

Он забыл, что прославленная режиссёр была чистокровной арийкой, а его бывшая тёща - еврейка.

Знаменитая режиссёр Третьего рейха Лени Рифеншталь в юности брала уроки классического балета у бывшей петербургской балерины Евгении Эдуардовой,  в 71 год начала погружаться с аквалангом, чтобы делать снимки подводного мира, а скончалась в 101 год. Открытый источник.
Знаменитая режиссёр Третьего рейха Лени Рифеншталь в юности брала уроки классического балета у бывшей петербургской балерины Евгении Эдуардовой, в 71 год начала погружаться с аквалангом, чтобы делать снимки подводного мира, а скончалась в 101 год. Открытый источник.

А Эрику припомнилась история отцовского приобщения к излюбленному напитку немцев.

Его соседом по общежитию оказался подданный королевства Лесото. Моньяна был примечателен сходством с американской коммунисткой, борцом за права чернокожих Анжелой Дэвис, освобождения которой из тюрьмы советский народ и всё прогрессивное человечество требовали в семидесятые годы прошлого века.

Анжела Дэвис в молодости. Открытый источник.
Анжела Дэвис в молодости. Открытый источник.

Но главной Моньяниной фишкой стал воинственный племенной клич:

«Уе-ое-уа!» –И прочие дивные звуки, не передаваемые графически.

Эти мощные децибелы таранили стены двадцатиэтажного строения Дома аспиранта и стажёра, напоминавшего белоснежный океанский лайнер. И его «пассажиры» знали: подданный короля Лесото возвращается из питейного заведения «Тёплый стан».

То самое общежитие, где в юности жили родители Эрика Эппельбаума. Открытый источник.
То самое общежитие, где в юности жили родители Эрика Эппельбаума. Открытый источник.

В Советском Союзе африканцу более всего не хватало цивильной туалетной бумаги. К такому выводу пришёл Алексей, терпеливо слушавший повествование Моньяны о том, какого цвета, сорта и качества «toilet paper» можно использовать на его родине. Пределом же мечтаний советского друга африканца были настоящие американские джинсы.

Именно Моньяна и приохотил студента Сидорова к пиву в разлив. Молодой северянин, дотоле не прикасавшийся к хмельному напитку, непременно бы подсел на стакан, если бы его невеста Нина Эппельбаум не положила этому конец. Можно утверждать, что её противодействие влиянию Моньяны, которого она звала алкашом Моней, и стало отправной точкой романа земляка и землячки.

-Мария! Могу я предложить вам пива?- осведомляется Альберт Иогансович.

Но бывшая сиделка,одарив всех улыбкой, отклоняет предложение. Присутствующие подавляют вздох облегчения: не привыкли они ещё к такому семейному раскладу.

Спустя полчаса Эрик поднимается из-за стола:

-Эльза ждёт!

На этот раз ему не препятствуют, и он склоняется к деду для поцелуя, отмечая, что от того пахнет чем-то цветочным, а не тем кисловатым запахом старости…

"-У-уф, это значит, что Мария по-прежнему старательна и вообще знает своё дело..."

...Внезапно он поймал бабушкин взгляд и оторопел. В нём было столько тревожного ожидания, чтобы не сказать дурного предчувствия. Повинуясь порыву, он поцеловал её в запястье. Бабушкины красноватые белки подёрнулись влагой, что не укрылось от дедушки.

-Блюмочка! Вечно у тебя глазки на мокром месте!

Блюмочка выдавила из себя улыбку:

-Это старость, Бертик!

Картина американской художницы Дианы Денгель. Открытый источник.
Картина американской художницы Дианы Денгель. Открытый источник.

"Интересно, доживём ли мы с Эльзой до такой благостной старости?"- внезапно пришло в голову Эрика.

Отогнав эту мысль, он решительно двинулся к выходу. Мария хотела было его проводить,но он сухо бросил ей:

-Не трудитесь! Я знаю, где выход..."

Уход Эрика никак не сказывается на атмосфере за игровым столом: азартно щёлкает кубик, глаза мужчин ревностно следят за передвижениями соперника.

-Я выиграл!- Альберт Иогансович бьёт в ладоши.

« Ну сущее дитя!»

* **

Бондалетова Апполинария Петровна пропала 12 августа прошлого года. Место – теплоход «Поморская звезда». Так утверждает отец. А дальше –неизвестность.

Дело осложняется тем, что поиски начались не сразу: поначалу отец решил, что дочь сбежала с молодым человеком. Довольно распространённая история. Стали искать возможного возлюбленного. Однако ни одна из подружек не назвала кандидата на эту роль.

Нанятые семьёй специалисты опросили команду и пассажиров. Но никто не вспомнил одинокую девушку в шлеме.

Картина немецкой художницы Кэтрин Лонгхерст. Открытый источник.
Картина немецкой художницы Кэтрин Лонгхерст. Открытый источник.

Белозерцев изучил прилагавшийся к материалам снимок.

Глаза- отцовские, цвета олова. И даже строение век то же самое-лимфоидное, низкое. Отсюда фамильный прищур.

Фото показали по областному телевидению. Отклики поступили незамедлительно. Апполинарию Петровну Бондалетову видели в Архангельске, Северодвинске, в Двинске и Двинском Березнике.

Проверки этих сведений ничего не дали.

Открытый источник.
Открытый источник.

В августе, когда девушка не вернулась домой, были приняты заявления ещё о двух пропавших.

Первая- семидесятитрёхлетняя жительница села Холмогоры и четырнадцатилетняя воспитанница Двинского детдома. Первую обнаружили в лесу. Через девять с половиной месяцев. Бабушка скончалась от сердечного приступа во время сбора ягод. Воспитанницу тоже нашли. К счастью, живой. Девочка, склонная к бродяжничеству, покидала стены учреждения еженедельно, и её фамилия побила все рекорды по количеству упоминаний в полицейских документах.

Имелся отчёт об опросе жителей Таракановки. При чтении отдельных моментов аналитик не сдержал ухмылки.

Так старичок по фамилии Куроедов пребывал в уверенности, что Беспоповцевы приютили бродяжку:

« У неё же все коленки были драные. Лохмотья девка носила!»

Знал бы этот дед Куроедов,сколько деньжищ причитается этой нищебродке, если бы её папаша внезапно отдал концы!

Открытый источник.
Открытый источник.

Прямо сказать, информации не густо. А ему предстояло вынести вердикт. Спустя час различного рода выкладок он его сделал: у Бондалетовых имелся чрезвычайно скромный шанс найти дочь. Тем не менее при очередной встрече с родителями сыщик озвучил ряд вопросов.

-Скажите, а какова была цель поездки?

Бондалетов сцепил пальцы и постучал ими о столешницу.

-В детстве Апполинария не проявляла интереса ни к какому виду деятельности, кроме работы на компьютере. Мы с женой опасались…

-…Девушка окажется нереализованной, - подхватила мысль Элла.

Павел Петрович ожидал, что Бондалетов осадит женщину- хотя бы взглядом, но он и бровью не повёл, а продолжил излагать свою концепцию воспитания:

-Апполинария привыкла к обеспеченной жизни. Это для девочки неплохо. Но всегда есть искушение…

-Она не желала выходить из зоны комфорта,- снова встряла Элла,-так не могло продолжаться до бесконечности.

-На какие средства ваша дочь жила?

Мужчина и женщина понимающе переглянулись.

-Расходы были невелики,- вступила в разговор Элла.-Жилищно-коммунальные услуги, еда, транспорт - этих забот она не знала. Тратилась на одежду и косметику.

-А в деревне?

-Мы всё оплатили заранее.

-Получается, что если бы Апполинария решила жить самостоятельно, без помощи со стороны ей не обойтись?

-Аля продержалась бы пару суток!-заявил отец, а заметив вопрос в глазах детектива, пояснил:-Аля- домашнее имя Апполинарии.

-Страдала ли она от какой-либо зависимости?

-Сон!- заявила Элла, не дав себе труда поразмыслить.- Но это как следствие… Реакция на электромагнитные излучения. Так я полагаю.

Отцовское лицо стало ещё более непроницаемым:

-Наша дочь страдала редким заболеванием- аллергией на гаджеты.

Белозерцев задумался.

Могла ли молодая особа впасть в летаргию? Вероятно, этим вопросом задавались и его предшественники. В отчётах имеются запросы в медицинские учреждения. Но как явствует из полученных ответов: ни в одной больнице пациентка с таким диагнозом не значилась.

-Полиция приняла все меры для розыска,- донеслось до сыщика.

Он не стал уточнять, какие именно. Ему и без того известно: в местном отделении розыском пропавших занимается один- единственный специалист, и все меры сводятся к ожиданию сигналов от случайных свидетелей да сообщений операторов мобильной связи.

-Какая по характеру ваша дочь?- спросил сыщик, закругляясь.

Элла со значением посмотрела на супруга, словно передоверяя ему ответ. И он не замедлил:

- Она освоила комп в четыре года. Я полагал, что…-Пальцы рубанули воздух.

-Мы думали, что её ждёт большое будущее где-нибудь в Силиконовой долине,- пришла на помощь мужу Элла.- Но на деле Аля оказалась Wi-Fi беженкой.

Картина польского художника Игоря Морски. Открытый источник.
Картина польского художника Игоря Морски. Открытый источник.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА " НЕ БУДИ ДЕВОЧКУ! ДО СВЕТЛОГО УТРА..." СЛЕДУЕТ.