Вице-председатель партии PAS и министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Молдовы Владимир Боля обвинил Украину в создании топливного кризиса в своей стране: по его словам, Украина скупает топливо и перекупает перевозчиков топлива.
«Проблемы [с поставками топлива] были потому, что Украина давала безмерно: сколько хочешь [денег], я тебе столько и даю, только дай мне дизельное топливо», — эмоционально описал он ситуацию.
При этом он обвинил не только украинских бизнесменов, но и молдавские транспортные компании, соблазнившиеся невероятными по молдавским меркам доходами: 85 евро за тонну топлива. Почти вдвое больше, чем они зарабатывали в Молдове. Теперь зарабатывают на Украине, а в Молдове некому возить топливо на заправки.
За пределами Молдовы о её проблемах вряд ли кто-то слышал. Поэтому отметим, что министр лишь озвучил то, что в республике известно уже всем и каждому.
Впервые дефицит топлива на молдавских заправках начал ощущаться ещё в мае. Тогда же Ассоциация нефтяных компаний Молдовы предупредила правительство о надвигающемся масштабном кризисе: дефицит топлива, повышение цен на топливо из-за конкуренции с украинскими импортёрами, нехватка перевозчиков.
Конкуренция за топливо с Украиной, что называется, подлила масла в огонь. Дело в том, что топливный кризис в Молдове — явление ежегодное, с марта по август дизель нужен всем в регионе (посевная, уборочная) и с ним бывают перебои. Но в этом году традиционные сезонные проблемы помножились на резкий взлёт внутреннего спроса (украинские беженцы) и перестройку Украиной потоков поставок топлива.
Как известно, до начала военной операции Украина импортировала топливо в основном из России и Беларуси (до 70% импорта). С конца февраля вместе с этими источниками отвалился и морской импорт (ещё порядка 10%). Неудивительно, что теперь с дефицитом сталкиваются ближайшие соседи Украины: кроме как в ЕС (и в Молдове, которая тоже берёт в ЕС) брать ей топливо просто неоткуда.
Впрочем, судя по информации из Молдовы, отказ Украины от российского топлива был немного преувеличен. Просто теперь оно попадает на Украину через прокладку в виде той же Молдовы. Старый добрый реверс.
Вкратце, схема такова. Из Новороссийска бензин и дизель идут в Констанцу. Оттуда — в молдавский порт Джурджулешты, где за него потом и дерутся молдавские и украинские трейдеры. Сейчас в обеих республиках уборочная, чем, видимо, и вызвана эмоциональная реакция молдавского министра.
Напомним, что согласно санкциям ЕС, в феврале 2023 года истекает срок, в течение которого можно ввозить нефтепродукты из РФ. Нет, Джурджулешты конечно же без топлива не останется: ЕС вывели из под запрета нефтепродукты, произведёные из российской нефти в третьих странах. Но цена такого топлива, разумеется, будет уже совсем другой: привезти из Новороссийска и привезти из Индии — есть ведь разница.
Забавно, что покупая по сути российское топливо, сама Украина требует от всего мира прекратить закупки энергоносителей у российских компаний. Не говоря уж о том, что ликвидация топливного кризиса на Украине оборачивается топливным кризисом у её соседей.
#молдова #украина #россия #экономика #политика #топливо