В военной коллекции Энн С.К. Браун Брауновского университета, США хранится небольшой альбом начала XIX в., содержащий любительские акварельные рисунки, изображающие участников Венского конгресса 1814-15 гг. На обложке альбома имеется серебряная пластинка с именем «Marie Louise».
Бывшая императрица Франции, вторая жена Наполеона Мария Луиза, как известно, происходившая из австрийской династии Габсбургов, во время конгресса находилась в Вене. Она ожидала решения своей дальнейшей участи, а пока… брала уроки рисования. По мнению экспертов Брауновского университета, с высокой степенью вероятности содержащиеся в альбоме рисунки принадлежат ее кисти.
Рисунки, хотя и, безусловно, любительского уровня, однако представляют несомненный интерес не только из-за личности предполагаемого автора, но и потому, что это зарисовки очевидца событий, стремящегося (и часто успешно) передать характерные черты действующих лиц.
Мы можем ознакомиться с тремя рисунками из альбома, представляющими собой групповые портреты представителей разных стран-участников Венского конгресса. Под рисунками имеются подписи, указывающие на личности изображенных, но, к сожалению, мало где их возможно разобрать. Если кому-то удастся разобрать те подписи, которые не удалось разобрать мне, или иным образом идентифицировать персонажей, оставшихся анонимными, обязательно напишите в комментариях.
На первом рисунке удалось прочитать имена почти всех персонажей.
Чернышев (Александр Иванович, генерал-адъютант), Потоцкий (?), Уваров (Федор Петрович, генерал-адъютант), леди Каслри (Амелия Энн, жена британского министра иностранных дел Роберта Стюарта Каслри), лорд Стюарт (?, очень странно, поскольку персонаж выглядит более похожим на австрийца в мундире венгерских гусар), сам Роберт Стюарт Каслри (британский министр иностранных дел), лорд Веллингтон (Артур Уэлсли, британский фельдмаршал), Талейран (Шарль Морис, министр иностранных дел Франции).
Обращает на себя внимание, что русские генералы (Чернышев, Уваров), в отличие от Веллингтона, носят статское платье. А Талейран выглядит более упитанным, чем я привык его себе представлять.
На втором рисунке практически ни одной подписи я разобрать не могу, несколько раз как будто встречается слово «König» (король), но собственно имена неразборчивы. Но очевидно, что четвертая слева фигура – это российский император Александр I. Самый правый персонаж похож на короля Баварии Максимилиана I, но и в этом случае разобрать возможно только начальное «König» (?). Что такое там загадочное показывает предположительному баварскому королю второй справа персонаж – тоже ума не приложу.
Не более разборчивы подписи и под третьим рисунком. Подписи под четвертой и шестой слева фигурами, вроде бы, гласят «Papa» и «Mama». Собственно родная мать Марии Луизы – вторая жена австрийского императора Франца I императрица Мария Тереза Каролина умерла еще за семь лет до Венского конгресса. Но в принципе ничто не препятствовало Марии Луизе называть так мачеху – третью жену отца Марию Людовику. Вот только женщина, подписанная «Mama», выглядит, как кажется, достаточно пожилой, в то время как Марии Людовике в 1814 г. было 26-27 лет. Она была лишь на четыре года старше самой Марии Луизы! Одна из двух стоящих справа женщин подписана «Софи». Кто бы это мог быть? Софии Баварской, будущей жене эрцгерцога Франца Карла и матери императора Франца Иосифв I в 1814 г. еще только девять лет. Не менее загадочен и стоящий в центре троих гусар персонаж в красных ментике и чакчирах, подписанный, предположительно, «Франц».
Вот такой исторический документ.
Если у вас есть версии по поводу личностей оставшихся неопознанными персонажей рисунок, как уже сказал выше, буду рад услышать.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.