Найти тему
Советское Кино и не только

"Вадим" (1909) - одна из первых экранизаций Лермонтова

В раннем кино экранизации очень любили, хотя, конечно, называть их экранизациями в современном понимании - нельзя. Во-первых, потому что при отсутствии звука невозможно перенести литературное произведение на экран полноценно, во-вторых, потому что в означенное время фильмы, идущие более 15 минут, создать было технически затруднительно.

Да и люди интересовались зрелищем в целом - уже сам факт движущихся фигур всё еще приводил в восторг, а сцены из знакомых книг, песен, сказок - тем более. Поэтому и снимали только сцены, часто - сюжетно переработанные для большей привлекательности у зрителя.

Отмечу, кстати, интересный момент - отдельные сцены предполагали, что массовый зритель знаком с произведениями и понимает, о чем идет речь в целом. А массовый зритель первых лет кинематографа - это отнюдь не высоколобые философы и филологи, а простой народ.

Да, конечно, экранное действо чрезвычайно упрощено, нередко от зарубежных аналогов наши фильмы отличались, разве что, местным антуражем и одеждой, но историки кино отмечают, что отечественный колорит и картины, снятые на основе именно русской классики неизменно пользовались зрительским успехом.

Пётр Чардынин, яркий режиссёр начала кинематографической истории России, был одним из тех, кто последовательно занимался экранизациями: в его фильмографии около 160 работ, из них около 70% по мотивам тех или иных произведений.

Палицын знакомит Ольгу со своим новым слугой Вадимом, кадр из фильма "Вадим" (1909)
Палицын знакомит Ольгу со своим новым слугой Вадимом, кадр из фильма "Вадим" (1909)

"Вадим" тоже является режиссёрской работой Чардынина, это его второй фильм по Лермонтову. Оригинал - юношеский незаконченный роман писателя, повествующий о "конфликте между титанической личностью и обществом; /это/ история мести героя за попранное в нем гражданское и человеческое достоинство"

Основное действие происходит во времена Пугачёвского бунта. Горбун Вадим - сирота. Его отец когда-то дружил с местным боярином Палицыным, но мужчины поругались, и Палицын разорил соседа, а после и вовсе сжил со свету. Горбатого сына умершего отдали в монастырь, маленькую дочь Палицын забрал к себе на воспитание.

Ольга в своей комнате, кадр из фильма "Вадим" (1909)
Ольга в своей комнате, кадр из фильма "Вадим" (1909)

Спустя годы Вадим, не простивший Палицына, обманом поступает к нему в услужение, входит в доверие к сестре Ольге и открывается ей. Естественно, Вадим готовит месть, которая вскоре оказывается под угрозой, поскольку Ольга некстати влюбилась в Юрия, только что вернувшегося из армии сына Палицына.

Находясь в ярости, Вадим отправляется к пугачёвцам, находящимся неподалёку, чтобы с их помощью покарать ненавистных Палицыных.

Вадим предупреждает Ольгу, что будет жестоко мстить, кадр из фильма "Вадим" (1909)
Вадим предупреждает Ольгу, что будет жестоко мстить, кадр из фильма "Вадим" (1909)

В фильме, как уже говорилось, всё упрощено: Вадим поступает в услужение к боярину, знакомится с Ольгой; тут же приезжает Юрий - роман с Ольгой - разъяренный Вадим - зверства пугачёвцев - счастливое спасение Ольги.

Если в романе Лермонтова Вадим был благородным героем, озлобившемся в результате испытаний, выпавших на его долю, то в фильме он сразу вызывает неприязнь, и симпатии зрителей безусловно находятся на стороне Ольги и Юрия.

Горе Вадима - он убил не того, кадр из фильма "Вадим" (1909)
Горе Вадима - он убил не того, кадр из фильма "Вадим" (1909)

Фильм "Вадим" не относится к числу знаковых явлений в кинематографе, интересен, в основном, просто как части истории отечественного кино, но критики тех лет отмечали ряд положительных моментов, отмечая, в том числе, техническое качество.

И тут они совершенно правы - с точки зрения качества и постановки кадра к картине претензий нет даже и сейчас. Если сравнивать с работами того времени, разумеется, в которых часто было нарушено кадрирование, головы актёров "подпирали" верхнюю рамку кадра, а нижняя пустая часть кадра, соответственно, была неоправданно большой.

Это все - особенности кинопроцесса того времени, в том числе - малое количество операторов, уже научившихся качественно снимать. В "Вадиме" подобных огрехов не замечается.

Счастливое воссоединение влюбленных (Ольга и Юрий): хэппи-энд, кадр из фильма "Вадим" (1909)
Счастливое воссоединение влюбленных (Ольга и Юрий): хэппи-энд, кадр из фильма "Вадим" (1909)

Российский журнал "Сине-фоно" писал:

Фильм произвёл огромное впечатление тем, что далеко опередил все предыдущие постановки, блеснув некоторыми прямо-таки эффектными, в смысле перспективы, местами. Эта картина далеко оставляет за собой всё, созданное нами до сего времени

Тут я отмечу, что в 1909 году "оставить позади всё, созданное" ранее было не так уж и сложно - ведь кинематограф только развивался, а потому каждый новый успех (пусть и небольшой), появившийся в результате накопления опыта режиссёрами, операторами и актёрами, уже был прорывом.

Тем не менее, не у всех эти прорывы были, а потому, конечно, каждый успех и прорыв заслуживает уважения.

**

Режиссёр и автор сценария - Пётр Чардынин, оператор Владимир Сиверсон, в ролях: Пётр Чардынин (Палицын), Александра Гончарова (Ольга), Андрей Громов (Юрий), Николай Сперанский (Вадим), Павел Бирюков (слуга Федосеич).

Моя оценка 3 (как и ранее - потому что всем подряд фильм я не могу рекомендовать; интерес он представляет только архивный).

От А до Я. Дореволюционное российское кино 1908 - 1918. Первые шаги