В раннем кино экранизации очень любили, хотя, конечно, называть их экранизациями в современном понимании - нельзя. Во-первых, потому что при отсутствии звука невозможно перенести литературное произведение на экран полноценно, во-вторых, потому что в означенное время фильмы, идущие более 15 минут, создать было технически затруднительно.
Да и люди интересовались зрелищем в целом - уже сам факт движущихся фигур всё еще приводил в восторг, а сцены из знакомых книг, песен, сказок - тем более. Поэтому и снимали только сцены, часто - сюжетно переработанные для большей привлекательности у зрителя.
Отмечу, кстати, интересный момент - отдельные сцены предполагали, что массовый зритель знаком с произведениями и понимает, о чем идет речь в целом. А массовый зритель первых лет кинематографа - это отнюдь не высоколобые философы и филологи, а простой народ.
Да, конечно, экранное действо чрезвычайно упрощено, нередко от зарубежных аналогов наши фильмы отличались, разве что, местным антуражем и одеждой, но историки кино отмечают, что отечественный колорит и картины, снятые на основе именно русской классики неизменно пользовались зрительским успехом.
Пётр Чардынин, яркий режиссёр начала кинематографической истории России, был одним из тех, кто последовательно занимался экранизациями: в его фильмографии около 160 работ, из них около 70% по мотивам тех или иных произведений.
"Вадим" тоже является режиссёрской работой Чардынина, это его второй фильм по Лермонтову. Оригинал - юношеский незаконченный роман писателя, повествующий о "конфликте между титанической личностью и обществом; /это/ история мести героя за попранное в нем гражданское и человеческое достоинство"
Основное действие происходит во времена Пугачёвского бунта. Горбун Вадим - сирота. Его отец когда-то дружил с местным боярином Палицыным, но мужчины поругались, и Палицын разорил соседа, а после и вовсе сжил со свету. Горбатого сына умершего отдали в монастырь, маленькую дочь Палицын забрал к себе на воспитание.
Спустя годы Вадим, не простивший Палицына, обманом поступает к нему в услужение, входит в доверие к сестре Ольге и открывается ей. Естественно, Вадим готовит месть, которая вскоре оказывается под угрозой, поскольку Ольга некстати влюбилась в Юрия, только что вернувшегося из армии сына Палицына.
Находясь в ярости, Вадим отправляется к пугачёвцам, находящимся неподалёку, чтобы с их помощью покарать ненавистных Палицыных.
В фильме, как уже говорилось, всё упрощено: Вадим поступает в услужение к боярину, знакомится с Ольгой; тут же приезжает Юрий - роман с Ольгой - разъяренный Вадим - зверства пугачёвцев - счастливое спасение Ольги.
Если в романе Лермонтова Вадим был благородным героем, озлобившемся в результате испытаний, выпавших на его долю, то в фильме он сразу вызывает неприязнь, и симпатии зрителей безусловно находятся на стороне Ольги и Юрия.
Фильм "Вадим" не относится к числу знаковых явлений в кинематографе, интересен, в основном, просто как части истории отечественного кино, но критики тех лет отмечали ряд положительных моментов, отмечая, в том числе, техническое качество.
И тут они совершенно правы - с точки зрения качества и постановки кадра к картине претензий нет даже и сейчас. Если сравнивать с работами того времени, разумеется, в которых часто было нарушено кадрирование, головы актёров "подпирали" верхнюю рамку кадра, а нижняя пустая часть кадра, соответственно, была неоправданно большой.
Это все - особенности кинопроцесса того времени, в том числе - малое количество операторов, уже научившихся качественно снимать. В "Вадиме" подобных огрехов не замечается.
Российский журнал "Сине-фоно" писал:
Фильм произвёл огромное впечатление тем, что далеко опередил все предыдущие постановки, блеснув некоторыми прямо-таки эффектными, в смысле перспективы, местами. Эта картина далеко оставляет за собой всё, созданное нами до сего времени
Тут я отмечу, что в 1909 году "оставить позади всё, созданное" ранее было не так уж и сложно - ведь кинематограф только развивался, а потому каждый новый успех (пусть и небольшой), появившийся в результате накопления опыта режиссёрами, операторами и актёрами, уже был прорывом.
Тем не менее, не у всех эти прорывы были, а потому, конечно, каждый успех и прорыв заслуживает уважения.
**
Режиссёр и автор сценария - Пётр Чардынин, оператор Владимир Сиверсон, в ролях: Пётр Чардынин (Палицын), Александра Гончарова (Ольга), Андрей Громов (Юрий), Николай Сперанский (Вадим), Павел Бирюков (слуга Федосеич).
Моя оценка 3 (как и ранее - потому что всем подряд фильм я не могу рекомендовать; интерес он представляет только архивный).
От А до Я. Дореволюционное российское кино 1908 - 1918. Первые шаги