Невидимая горилла
Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. При этом зрение работает хорошо, но вот ресурсы мозга ограничены. Мы можем концентрироваться только на чем-то одном, не можем делать несколько дел сразу. Например, легко говорить за рулём на пустой дороге, однако при сложном обгоне нам не до разговоров.
В 1999 году учёные Дэниел Саймонс и Кристофер Шабри на основе исследований Ульрика Найссера 1975 года провели эксперимент, доказывающий избирательность нашего внимания.
На видео 2 команды по 3 человека перекидывают мяч между собой. Одна команда одета в белые футболки, другая в черные. Наблюдающие должны были посчитать количество бросков той или иной команды. Примерно в середине ролика в кадре появляется женщина в костюме гориллы, которая пересекает площадку, стучит себя по груди и уходит. Она находится в кадре в течение 9 секунд. Ролик видели тысячи людей, но примерно половина из них не заметила ничего необычного.
Кстати, в нашем мини-опросе примерно те же результаты: 43% сразу заметили гориллу, остальные - позже или вообще не видели.
По мнению авторов, самое примечательное в их исследовании то, что людей очень удивляют его результаты. Зрители, не заметившие гориллу, поначалу уверены, что ее не было, – они не в состоянии представить, что пропустили такое событие.
Эксперимент с гориллой иллюстрирует два важных факта: мы можем быть слепы к очевидному и, более того, не замечаем собственной слепоты.
Эффект слепоты невнимания издавна использовали в своей работе фокусники. Однако с 70-х годов прошлого века психологи открыли целый ряд "слепых зон мышления", названных когнитивными искажениями или ошибками. Применять эти открытия тут же начали везде, где можно: в политике, экономике и т.д. Когнитивными ошибками людей пользуются маркетологи, СМИ, мошенники... В общем, нас искусно водят за нос все, кому не лень. А мы этого даже не замечаем.
Кстати, особенно активно эти приёмы применяют в маркетинге, когда надо впарить клиентам что-то ненужное, и в сфере инвестиций, где люди охотно верят сказкам о "золотых горах". Целый раздел науки появился - поведенческая экономика.
Что же делать?
Во-первых, знать о существовании когнитивных искажений, и понимать, что им подвержены абсолютно все люди на земле (в том числе и я).
Во-вторых, знание поможет вам избегать этих ошибок, вы сможете "ловить себя за руку", когда вас пытаются обвести вокруг пальца.
Хотите ещё больше информации о когнитивных искажениях?
#когнитивныеискажения