Ребёнок, появившийся и живущий в нездоровых условиях, начинает всё больше проявлять признаки отклонений в собственном развитии, при общении с собой, семьёй и группами.
Хотя для него эти отклонения- логичное продолжение жизни в подавляющей атмосфере.
Наступает школа, и вместе с ней - необходимость адаптироваться в новой обстановке. В таком случае ребёнок может принять одну из ролей. Преследователя, жертвы или наблюдателя. Длительное противостояние запускает процесс, названный травлей.
По определению норвежского психолога Дена Ольвеуса(который ввёл понятие в научный обиход),
травля- систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников.
На каждого человека такой опыт накладывает свой след, и по-своему влияет на дальнейшую жизнь.
Ребёнок, который растет в условиях подавления, начинает воспроизводить, занимая одну из ролей, наблюдаемых дома.
Либо он преследователь (агрессор, подавитель) - и тогда тот абьюз, который получает дома, выливает на более слабого в школе. Либо жертва - если не может ответить (или сильно эмоционально связан с тем взрослым в семье, кто воспроизводит такое же состояние).
Либо, если ребёнок в сильном страхе и замешательстве, он занимает позицию наблюдателя. Понимая, что среда слишком опасна, чтобы проявлять своё мнение, он стремится не ввязываться в активное противостояние. Боясь, что сам может оказаться на месте жертвы.
Хочу отметить, что в последние годы относительно травли стали происходить положительные сдвиги.
Из темы, которую не принято обсуждать она превратилась в возможность для дискуссий и урегулирования. Сейчас в России разрабатывается закон против травли.
Помимо этого появились службы, помогающие как детям, так и взрослым справляться с буллингом и проводить профилактику:
травлинет.рф
bulling.shkolamoskva.ru
каждыйважен.рф
А также создан анонимный чат с психологом:
мырядом.онлайн
Возможно, вам или кому-то из окружения будут полезны указанные ресурсы. Пусть здоровых отношений будет больше!