Изначально это была ракетоносная дизель-электрическая подлодка К-118, построенная в Северодвинске по проекту 629. Её спустили на воду 29 сентября 1960 года. Приёмный акт её подписали 10 декабря того же года (председатель комиссии капитан I ранга В.П. Александров.
Ответственным сдатчиком корабля был один из самых авторитетных специалистов Севмашпредприятия Аркадий Самуилович Шеффер. Под свою команду подлодки принял капитан II ранга К.Б. Кудрин. В том же месяце подлодку принял Северный флот.
Конец шестидесятых годов отметился в истории советского подплава различными попытками модифицировать корабли 629 проекта для придания им более совершенных тактико-технических характеристик. В их число через восемь лет после постройки отрядили и подлодку К-118.
Её единственную из семейства 629 проекта решили «усилить» арсеналом ракетного оружия. Если изначально лодка была вооружена тремя ракетными шахтами для баллистических ракет, то сейчас (по задумке инженеров) она должна была принять на свой борт дополнительно ещё три ракетных шахты.
Работу над проектом по модернизации подлодки (проект получил цифровое обозначение 601) поручили В.В. Борисову из ЦПБ «Волна», а все работы по нему решили произвести на северодвинском предприятии «Звёздочка». Теперь уже шестиракетная подлодка сменила и своё оперативно-тактическое обозначение на Б-118. Ответственным сдатчиком корабля стал Н.Я. Гришин, сдаточным механиком В.Ф. Васильев.
Очень серьёзный объём работ по переустройству внешних и внутренних пространств, а также служебных помещений подлодки занял несколько лет - модернизацию завершили к 1979 году. Теперь корпус корабля капитана II ранга В.И. Самотошина значительно отличался своим силуэтом (очертаниями), ведь ему «встроили» дополнительный для трёх шахт отсек, и потому уже всякий отмечал очень характерное по своей длине ограждение рубки и общую длину корпуса в 118 метров. К слову, и водоизмещение лодки тоже выросло - до 4160 тонн. Отсюда, собственно, и взяло начало прозвище, которым вскоре наградили корабль заводские и флотские остряки – «термоядерный забор» (хотя иные это прозвище ещё и «уточняли» - «термоядерная стена»).
После модернизации подлодка служила на Северном флоте ракетоносцем ещё до 21 июня 1986 года, а дальше моряки эксплуатировали его уже в качестве ремонтно-зарядовой станции (РЗС-438), а затем, в 1989 году вообще решили вывести её из боевых порядков.
Такова история необычной по своим очертаниям дизель-электрической ракетоносной подлодки. Многие моряки Северного флота запомнили её.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.