Давно я не встречала настолько верного текста. И выверенного. Верного в блеске стиля и верного по той смысловой важности для читателя, которое несет буквальное каждое слово. Философия без назидания, вот что это такое.
Начну с простого – это, конечно, в большей части историческое фентези, а не сказка. Но и фентези в приложении к данной книге кажется мне жанром слишком легковесным.
Автор тоже начинает с простого – и самого сложного, зачин в ее тексте принадлежит ни много, ни мало, норнам. Уже на первой странице книге я начала восторженно подвывать и не переставала, пока не прочла все выложенное, не ориентируясь, сколько я там должна по правилам марафона. Определенно, я буду ждать завершения книги, чтобы оставить на нее полноценную рецензию, но – пока так.
Чем меня не устраивает жанр «сказка» для этого произведения? Во-первых, схематичностью, архетипичностью героев, во-вторых, «они жили долго и счастливо». Ужасно меня напрягает в причесанных сказках их картонность, лживость. Так вот, в героях «Чертополоха» нет никакой картонности совершенно. Крепкая, зрелая, выверенная проза с совершенно живыми людьми в качестве персонажей. И не только людьми, чо уж. Келпи просто обаяшка. Не говоря уже о той прелести, что качается на крюке в очаге у королевы Гиневры. И здесь не будет «долго и счастливо», во всяком случае, сразу.
Место действия - Шотландия. Хорошо, некая условная кельтика с шотландским уклоном. Время тоже настолько узнаваемо, что повизгиваешь от каждой пасхалочки, словно получая привет от далекого друга: даже шоссов не подвязав, шаперон, рогатый чепец, сами носите свой пристяжной живот. Автор очень годно знает раннее Средневековье и смачно показывает его как есть, без купюр. При том, что повествование лишено историзма, оно совершенно четко исторично. И это восхитительно. При этом автор умело не ограничивается Шотландией. Тема про пряху, назови мое имя, отданное дитя – это очень европейская, немецкая (если не ошибаюсь) тема, однако подана она тут совершенно вне заданных рамок. И совершенно лишена сказочной назидательности. Как если бы сказочных героев выпустили на чистый лист и разрешили «а теперь ведите себя по-настоящему, как живые» - и результат завораживает. Да, девица соглашается прясть солому, но сама ставит условие королю. Да, речь идет об обещанном ребенке. Но это не значит, что ребенок будет именно отобран у матери, все куда хитрее. Да, вроде бы договор заключен, но строптивая пряха вдруг вспоминает, кто она есть на самом деле, где ее живое сердце, и отказывается стать королевой. И вот тут-то начинается действительно серьезный замес…
Великолепно, теоретически в тексте раскладывается магия, все эти творимые девушкой и магом сейды – на крови, на имени, на рунах. Вещно так, вот как раз достоверно, как оно могло быть. И никаких тебе фаерболов, слава Одину.
Эх, шотландские сказочки, люблю я вас нежно – «жить они некоторое время будут, но не факт, что долго, хотя пару минут и счастливо, а до той поры еще изрядное число народу помрет».
И да, отдельное спасибо за Бирнамский лес. Полное впечатление, что со мной говорят на тайном языке, неслышном прочим, но который я понимаю.
Как если бы мне вправду шептали из-под холма.
#фэнтези #что почитать