Структура военно-воздушных сил Израиля, как и все вооруженные силы этой страны, формировалась таким образом, что все преимущества потенциальных противников были сведены к нулю или, по крайней мере, были минимальны. Небольшая территория страны, ограниченные людские резервы, отсутствие ряда военных промышленных производств, участие в конфликтах и войнах только своих граждан (без привлечения союзников и наемников), враждебность сопредельных государств и другое заставляли израильское правительство находить те пути, которые могли бы защитить их страну от нападения.
Основные положения организации израильской армии:
наилучшим образом использовались людские резервы;
высокое качество боевой техники, снаряжения (большое место занимают поставки из-за рубежа);
высокий профессиональный уровень личного состава;
высокий профессионализм военного руководства;
тесное сотрудничество с союзниками, главным образом — с США;
грамотное ведение боевых действий на суше, в воздухе и на море.
Главной особенностью боевых действий авиации в Египетско-израильской войне является то, что с обеих сторон летчики сражались только на самолетах, поставляемых своими союзниками.
Египтяне воевали на самолетах Су-7 МК (С-22МК), МиГ-17Ф, МиГ- 19, МиГ-21, Ил-28, Ту-16. Все самолеты — советского производства. Им противостояли французский «Мираж» 10 и американский «Фантом».
Египетско-израильская война в соответствии с отечественной историографией — агрессия Израиля при поддержке и планировании со стороны мирового империализма.
Свои интересы на Ближнем Востоке имели крупнейшие державы мира — СССР и США, поэтому они не могли остаться в стороне от происходившего в этом регионе. Все победы и военные неудачи напрямую связаны с действиями, предпринимаемыми Советским Союзом с одной стороны и странами, поддерживающими Израиль, в первую очередь, США — с другой.
Сложные задачи пришлось решать советскому правительству: обеспечение современной военной техникой и вооружением стран, не являвшихся достаточно развитыми в экономическом, техническом и военном отношениях, подготовку военных кадров этих стран, осуществление профессиональных консультаций и даже прямого командования.
Страны Ближнего Востока — союзники Советского Союза — не имели авиационных традиций, авиапромышленности, поэтому роль этого союзника преувеличить трудно. СССР предпринимал действия, направленные на недопущение развязывания военных действий. Одно из них — заявление правительства «О положении на Ближнем Востоке от 23 мая 1967 года». Однако эти усилия оказались напрасными. Многовековое противостояние не могло быть прекращено одним или несколькими документами.
5—10 июня 1967 г. в ходе так называемой Шестидневной войны израильские войска нанесли военное поражение арабским странам. Были отторгнуты: у ОАР — Синайский полуостров и сектор Газа, у Иордании — Западный берег реки Иордан и восточная часть Иерусалима, у Сирии — Голанские высоты. Захваченная территория составляла 60 тыс. км2.
22 ноября Совет Безопасности ООН принял резолюцию N» 242 о шагах по урегулированию обстановки на Ближнем Востоке и выводе израильских войск с захваченных территорий. Однако это требование не было выполнено — война продолжалась. Советский Союз вынужден был разорвать дипломатические отношения с Израилем 10 июня 1967 г. в последний день Шестидневной войны.
5 июня израильские военно-воздушные сипы атаковали аэродромы Египта, Сирии и Иордании. С военной точки зрения эта операция относится к наиболее удачным и эффективным. За короткое время самолеты, находящиеся на аэродромах, были уничтожены практически полностью. На территории Египта нападению подверглось 16 объектов. Воздушные налеты по времени наноситесь с 7 час. 15 минут до 10 час. 15 мин. Удары по аэродромам Сирии и Иордании были произведены по времени позже: с 12 час. 45 мин. (Амман) до 15 час. 45 мин. (Хомс). Всего по территориям этих двух государств было произведено шесть ударов.
Атакам с воздуха был подвергнут также аэродром в Ираке (15 часов 00 минут). На день начала войны израильские военно-воздушные силы располагали примерно 400 самолетами:
«Mirage» III С J — 70—80;
«Super Mystere» 13-2 — 24;
«Mystere» IV А — 60;
MD-450 «Ouragan» — 45;
«Fouga Magister» I AI — 60;
A-4 «Skyhawk» — 48;
легкие бомбардировщики SNIAS «Vautour» — 25;
боевые вертолеты типа Sikorski S-58B — 30.
Кроме того, имелись и транспортные вертолеты.
В ВВС Израиля служили примерно 8000 человек.
Военно-воздушные силы Египта имели в своем составе примерно 350 боевых современных самолетов. Эти типы самолетов в то время имели на вооружении и советские Военно-воздушные силы:
МиГ-15 — 50;
МиГ-17 — 100;
МиГ-19 — 80;
МиГ-21 — 50;
Ту-16 — 20;
Ил-28 — 30.
Сирийские военно-воздушные силы имели:
МиГ-15 — 24;
МиГ-17 — 48;
МиГ-21 — 26;
Ил-28 — 4.
Иорданская авиация имела в составе около 45 боевых самолетов:
Hawker «Hunter» — 12;
Vampire FB-52 — 16;
Разные истребители — 12.
События того дня показали, что уроки прошлого, в том числе и трагические (Перл-Харбор), усвоены не были. Неплохо подготовленные египетские и сирийские летчики на современной технике не вступили в бой из-за слабого руководства и недальновидности советских начальников. Налеты проводились с 7 час. 15 мин. до 15 час. 45 мин. В этот промежуток времени службы наблюдения, оповещения, связи своих прямых обязанностей не выполнили.
Результаты налета израильских военно-воздушных сил с военной точки зрения были великолепны. Египетская сторона потеряла на земле 309 самолетов. С учетом потерь самолетов на авиабазах Иордании, Ирака и Сирии общее число потерь составило 393 самолетов.
Робкие попытки оказать сопротивление воздушному агрессору со стороны египетских военно-воздушных сил результата не дали. Израильские ВВС за всю войну потеряли только 48 боевых самолетов.
После победной для Израиля Шестидневной войны накал противостояния между непримиримыми врагами не уменьшился. Египетской стороне для продолжения войны нужны были самолеты, и она их получила. Примерно полгода потребовалось для того, чтобы египетские военно- воздушные силы вновь обрели боеспособность. Из Советского Союза потоком поступали авиационная техника, средства противовоздушной обороны.
Военно-воздушные силы Египта, таким образом, стали еще более совершенными, чем до рокового дня 5 июня 1967 г. Это позволяло им продолжать воздушную войну. В начале июля 1967 г. египетские военно-воздушные силы нанесли удар по израильским позициям в районе Исмаи- лии. К этому времени была уже принята резолюция Совета Безопасности ООН о прекращении огня, но этот документ, по сути, остался без внимания воюющих сторон.
Из Советского Союза египетские военно-воздушные силы получили современные истребители МиГ-21 Ф13. Составили основу ПВО страны истребители МиГ-19 С. Истребители МиГ-17 Ф выполняли роль истреби- тедей-бомбардировщиков. В качестве истребителя-бомбардировщика широко применялся самолет Су-7 Б МК (С-22 МК).
Военно-воздушные силы Египта имели также устаревшие к тому времени Ил-28 и дальний бомбардировщик Ту-16. Советский Союз предоставил своему «другу» новейшую авиационную технику, но, несмотря на ее качество и количественное превосходство, преимущества над самолетами военно-воздушных сил Израиля достигнуто не было.
Одним из основных боевых самолетов в Израильско-египетской войне был истребитель МиГ-17 Ф. Этот самолет выполнял все функции, свойственные его классу. Однако после потерь, понесенных египетской стороной в воздушных боях. Ми Г-17 Ф стал использоваться лишь в качестве дозвукового истребителя-бомбардировщика. Для этого были проведены некоторые работы, связанные с повышением возможностей самолета, была увеличена его боевая нагрузка.
Вооружение истребителя-бомбардировщика МиГ-17 Ф включало пушки, бомбы и реактивные снаряды. Стандартное пушечное вооружение — пушка калибра 37 мм и две более скорострельные пушки калибра 23 мм. Подфюзеляжные замки использовались для подвески фугасных бомб ФА Б-100. Подкрыльевые направляющие предназначались для неуправляемых реактивных снарядов. С целью увеличения бомбовой нагрузки предусматривался вариант, по которому вместо подвесных топливных баков подвешивались бомбы — две ФАБ-250 или четыре ФАБ-100.
Египетские специалисты произвели усовершенствование, позволяющее еще дополнительно брать две бомбы ФАБ-100 и восемь неуправляемых реактивных снарядов «Сакр». НУ PC «Сакр» выпускались швейцарской фирмой «Эрликон» и поставлялись в Египет.
Максимальную бомбовую нагрузку самолет мог нести лишь в тех случаях, если для выполнения боевого задания не было необходимости использовать подвесные топливные баки.
Улучшение одного боевого качества самолета — ударной мощи — влекло за собой, естественно, ухудшение другого: скорость полета самолета вследствие сильного увеличения лобового сопротивления уменьшалась, ее максимальная величина не превышала 700 км/ч.
Продолжение следует….