Найти тему

История военной авиации: Египетско-израильская война

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Структура военно-воздушных сил Израиля, как и все вооруженные силы этой страны, формировалась таким образом, что все преимущества потенциальных противников были сведены к нулю или, по крайней мере, были минимальны. Небольшая территория страны, ограниченные людские резервы, отсутствие ряда военных промышленных производств, участие в конфлик­тах и войнах только своих граждан (без привлечения союзников и наем­ников), враждебность сопредельных государств и другое заставляли изра­ильское правительство находить те пути, которые могли бы защитить их страну от нападения.

Основные положения организации израильской армии:

наилучшим образом использова­лись людские резервы;

высокое качество боевой техники, снаряжения (большое место занимают поставки из-за рубежа);

высокий профессиональный уро­вень личного состава;

высокий профессионализм военно­го руководства;

тесное сотрудничество с союзни­ками, главным образом — с США;

грамотное ведение боевых дей­ствий на суше, в воздухе и на море.

Главной особенностью боевых действий авиации в Египетско-израильской войне является то, что с обе­их сторон летчики сражались толь­ко на самолетах, поставляемых сво­ими союзниками.

Египтяне воевали на самолетах Су-7 МК (С-22МК), МиГ-17Ф, МиГ- 19, МиГ-21, Ил-28, Ту-16. Все само­леты — советского производства. Им противостояли французский «Мираж» 10 и американский «Фан­том».

Египетско-израильская война в соответствии с отечественной историографией — агрессия Израиля при поддержке и планировании со сторо­ны мирового империализма.

Свои интересы на Ближнем Вос­токе имели крупнейшие державы мира — СССР и США, поэтому они не могли остаться в стороне от про­исходившего в этом регионе. Все по­беды и военные неудачи напрямую связаны с действиями, предпринима­емыми Советским Союзом с одной стороны и странами, поддерживаю­щими Израиль, в первую очередь, США — с другой.

Сложные задачи пришлось решать советскому правительству: обеспече­ние современной военной техникой и вооружением стран, не являвших­ся достаточно развитыми в экономи­ческом, техническом и военном от­ношениях, подготовку военных кад­ров этих стран, осуществление профессиональных консультаций и даже прямого командования.

Страны Ближнего Востока — со­юзники Советского Союза — не име­ли авиационных традиций, авиапро­мышленности, поэтому роль этого союзника преувеличить трудно. СССР предпринимал действия, направлен­ные на недопущение развязывания военных действий. Одно из них — заявление правительства «О положе­нии на Ближнем Востоке от 23 мая 1967 года». Однако эти усилия ока­зались напрасными. Многовековое противостояние не могло быть пре­кращено одним или несколькими документами.

5—10 июня 1967 г. в ходе так назы­ваемой Шестидневной войны израиль­ские войска нанесли военное пораже­ние арабским странам. Были отторг­нуты: у ОАР — Синайский полуостров и сектор Газа, у Иордании — Западный берег реки Иордан и восточная часть Иерусалима, у Сирии — Голанские высоты. Захваченная территория со­ставляла 60 тыс. км2.

22 ноября Совет Безопасности ООН принял резолюцию N» 242 о ша­гах по урегулированию обстановки на Ближнем Востоке и выводе изра­ильских войск с захваченных терри­торий. Однако это требование не было выполнено — война продолжа­лась. Советский Союз вынужден был разорвать дипломатические отношения с Израилем 10 июня 1967 г. в пос­ледний день Шестидневной войны.

5 июня израильские военно-воздушные сипы атаковали аэродромы Егип­та, Сирии и Иордании. С военной точ­ки зрения эта операция относится к наиболее удачным и эффективным. За короткое время самолеты, находящи­еся на аэродромах, были уничтожены практически полностью. На террито­рии Египта нападению подверглось 16 объектов. Воздушные налеты по вре­мени наноситесь с 7 час. 15 минут до 10 час. 15 мин. Удары по аэродромам Сирии и Иордании были произведены по времени позже: с 12 час. 45 мин. (Амман) до 15 час. 45 мин. (Хомс). Всего по территориям этих двух го­сударств было произведено шесть уда­ров.

Атакам с воздуха был подвергнут также аэродром в Ираке (15 часов 00 минут). На день начала войны изра­ильские военно-воздушные силы располагали примерно 400 самолетами:

«Mirage» III С J — 70—80;

«Super Mystere» 13-2 — 24;

«Mystere» IV А — 60;

MD-450 «Ouragan» — 45;

«Fouga Magister» I AI — 60;

A-4 «Skyhawk» — 48;

легкие бомбардировщики SNIAS «Vautour» — 25;

боевые вертолеты типа Sikorski S-58B — 30.

Кроме того, имелись и транспорт­ные вертолеты.

В ВВС Израиля служили пример­но 8000 человек.

Военно-воздушные силы Египта имели в своем составе примерно 350 боевых современных самолетов. Эти типы самолетов в то время имели на вооружении и советские Военно-воздушные силы:

МиГ-15 — 50;

МиГ-17 — 100;

МиГ-19 — 80;

МиГ-21 — 50;

Ту-16 — 20;

Ил-28 — 30.

Сирийские военно-воздушные силы имели:

МиГ-15 — 24;

МиГ-17 — 48;

МиГ-21 — 26;

Ил-28 — 4.

Иорданская авиация имела в соста­ве около 45 боевых самолетов:

Hawker «Hunter» — 12;

Vampire FB-52 — 16;

Разные истребители — 12.

События того дня показали, что уроки прошлого, в том числе и трагические (Перл-Харбор), усвоены не были. Неплохо подготовленные египетские и сирийские летчики на со­временной технике не вступили в бой из-за слабого руководства и не­дальновидности советских началь­ников. Налеты проводились с 7 час. 15 мин. до 15 час. 45 мин. В этот про­межуток времени службы наблюде­ния, оповещения, связи своих пря­мых обязанностей не выполнили.

Результаты налета израильских военно-воздушных сил с военной точ­ки зрения были великолепны. Еги­петская сторона потеряла на земле 309 самолетов. С учетом потерь са­молетов на авиабазах Иордании, Ира­ка и Сирии общее число потерь со­ставило 393 самолетов.

Робкие попытки оказать сопротив­ление воздушному агрессору со стороны египетских военно-воздушных сил результата не дали. Израильские ВВС за всю войну потеряли только 48 боевых самолетов.

После победной для Израиля Ше­стидневной войны накал противостояния между непримиримыми врага­ми не уменьшился. Египетской сто­роне для продолжения войны нужны были самолеты, и она их получила. Примерно полгода потребовалось для того, чтобы египетские военно- воздушные силы вновь обрели бое­способность. Из Советского Союза потоком поступали авиационная тех­ника, средства противовоздушной обороны.

Военно-воздушные силы Египта, таким образом, стали еще более со­вершенными, чем до рокового дня 5 июня 1967 г. Это позволяло им про­должать воздушную войну. В начале июля 1967 г. египетские военно-воз­душные силы нанесли удар по изра­ильским позициям в районе Исмаи- лии. К этому времени была уже при­нята резолюция Совета Безопасности ООН о прекращении огня, но этот до­кумент, по сути, остался без внимания воюющих сторон.

Из Советского Союза египетские военно-воздушные силы получили со­временные истребители МиГ-21 Ф13. Составили основу ПВО страны истребители МиГ-19 С. Истребители МиГ-17 Ф выполняли роль истреби- тедей-бомбардировщиков. В качестве истребителя-бомбардировщика ши­роко применялся самолет Су-7 Б МК (С-22 МК).

Военно-воздушные силы Египта имели также устаревшие к тому вре­мени Ил-28 и дальний бомбардиров­щик Ту-16. Советский Союз предо­ставил своему «другу» новейшую авиационную технику, но, несмотря на ее качество и количественное пре­восходство, преимущества над само­летами военно-воздушных сил Изра­иля достигнуто не было.

Одним из основных боевых само­летов в Израильско-египетской вой­не был истребитель МиГ-17 Ф. Этот самолет выполнял все функции, свой­ственные его классу. Однако после потерь, понесенных египетской сто­роной в воздушных боях. Ми Г-17 Ф стал использоваться лишь в качестве дозвукового истребителя-бомбарди­ровщика. Для этого были проведе­ны некоторые работы, связанные с повышением возможностей самоле­та, была увеличена его боевая на­грузка.

Вооружение истребителя-бомбардировщика МиГ-17 Ф включало пушки, бомбы и реактивные снаряды. Стандартное пушечное вооружение — пушка калибра 37 мм и две более ско­рострельные пушки калибра 23 мм. Подфюзеляжные замки использова­лись для подвески фугасных бомб ФА Б-100. Подкрыльевые направляю­щие предназначались для неуправля­емых реактивных снарядов. С целью увеличения бомбовой нагрузки пре­дусматривался вариант, по которому вместо подвесных топливных баков подвешивались бомбы — две ФАБ-250 или четыре ФАБ-100.

Египетские специалисты произве­ли усовершенствование, позволяю­щее еще дополнительно брать две бомбы ФАБ-100 и восемь неуправля­емых реактивных снарядов «Сакр». НУ PC «Сакр» выпускались швейцар­ской фирмой «Эрликон» и поставля­лись в Египет.

Максимальную бомбовую нагрузку самолет мог нести лишь в тех случа­ях, если для выполнения боевого зада­ния не было необходимости использо­вать подвесные топливные баки.

Улучшение одного боевого каче­ства самолета — ударной мощи — влекло за собой, естественно, ухуд­шение другого: скорость полета са­молета вследствие сильного увеличе­ния лобового сопротивления умень­шалась, ее максимальная величина не превышала 700 км/ч.

Продолжение следует….

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.