Удивительное все-таки это явление – восприятие литературы. Ты читаешь один текст, понимаешь, что он тебе очень нравится. Его хочется читать снова и снова. И конца и краю этому потоку чтения нет и не будет.
А бывает наоборот. Только взял книгу в руки, прочитал пару страниц, даже тройку. И не хочешь читать, потому что тема тебя не трогает, она для тебя не интересна.
Но бывают тексты третьего вида. Когда ты начинаешь их читать, спотыкаешься на каждом шагу, они скребут твою душу, выворачивают на изнанку, но не отпускают. Чаще всего люди отталкивают такие книги, чтобы не чувствовать боль, чтобы только бальзам на душу от приятного чтения, и никаких тревог и разочарований. Но все же…
В четвертом сборнике «Рассказов Волчка» который называется «Голос древнего моря» собраны тексты, объединенные одной темой – человеческой памятью. Восемь рассказов с разных сторон показывают, как человек умеет хранить крупицы доброты или злого начала.
На этот раз я выбрал три рассказа из восьми, которые мне больше всего приглянулись.
Рассказ Евгении Перловой «Ели-Маа, страна эдельвейсов» рисует нам картины жизни древнего народа, которые становятся явными через общение современных подростков, уже почти взрослых людей.
Вета и Наташа влюблены в одного парня Сережу, который должен вернуться из армии. Любовь их разная, и относятся они к этой любви по-разному. Для Наташи это любовь всей ее жизни, когда-то они с Сережей жили по соседству, плотно общались, учились в одном классе. Вета же пришла к ним в класс позже. И ее заметил сначала Сережа. Очень уж яркая и выразительная внешность у Виолетты.
«Предки Сережи и Наташи были из вогулов (древнее название народа манси) – тех, что во времена золотой лихорадки переселились к Туре. Тех, что верили: именно здесь их место, в белых скалах сокрыт вход в страну Ели-Маа, где все молоды и здоровы, где нет смерти и горя. Вот и назвали новое поселение по имени той страны. Через пару веков Елькино превратилось в Ёлкино. <…> И живут сейчас в основном русские, только в двух домах потомки древнего вогульского народа: Наташкина и Сережкина бабушки…»
В рассказе Кристины Стрельниковой «Памятник кормящему птиц» разговор ведется от лица современной девочки, которая очень скептически и даже, я бы сказал, с презрением относится к старику, кормящему во дворе птиц. Она ежедневно видит его из окна, не зная ни его имени, ни его места жительства. Только однажды он пропадает. Девочке становится жаль птиц, которые носятся по двору, собираются на подоконниках и ветвях деревьев, но не улетают, а ждут кормежки. Через какое-то время девочка узнает имя соседа, проникается доверием и сочувствием к нему и к его супруге. И меняется внутренне. И занимает его место на посту кормления птиц.
В начале я написал про три типа текстов. Так вот рассказ Артема Ляховича «Трепло» относится как раз к третьему типу. Он вызывает внутренние противоречия при чтении. Хочется разорвать этих подонков местного разлива, которые при всей своей тупости и животных инстинктах, издеваются над главным героем Димой и избивают его. А Дима не может им противостоять, потому что он другой по характеру, по жизненным принципам, по воспитанию. Он музыкант хорошего уровня. В рассказе показан очень смачный язык с разными вывертами этих недочеловеков, которые давят всех, кто живет не так как они. И этот рассказ заставляет задуматься, а так ли мы живем?
А вы читали «Рассказы Волчка»? Что вам понравилось и почему?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте текст и подписывайтесь на канал. Буду рад вашим отзывам.