Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием «Головы. Первая симфония Шостаковича». Когда я глянул на этот ужас,
я вспомнил политолога русофоба Сытина*. Вспомнил, как он с ненавистью говорил, например, что русские, хоть имеют земли очень много, селятся тесно.
Коллективизм, наверно, его уязвляет. Это множество глаз, от которых трудно спрятаться, если нечистая совесть.
А ещё я наткнулся на подходящие слова:
«С первого же их [картин Филонова] появления на выставках критики стали адресовать автору упреки в патологическом пристрастии к анатомическому препарированию и к изображению уродств. Его картины называли «порождением больной горячечной фантазии», сравнивали с «видениями одурманенного опиокура», усматривали сходство с экорше [учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцам]» (https://www.rulit.me/books/pavel-filonov-realnost-i-mify-download-365116.html).
В самом деле, смотрите, какие резкие тени, выявляющие бугры на лбу, или скулы, или носогубную складку, даже в более нежном женском лице, смотрите, как резко отделён нос от щеки.
Главное же (см. тут), я вспомнил, как из жестокого натурализма произошли все страшно корёжащие натуру «измы» на грани 19 и 20 веков. Шостакович-то в Первой симфонии до ненависти к своим «персонажам-ничтожествам» ещё не дошёл. Остановился на полном нейтралитете к той низменной жизни, какую выразил. Будто она не достойна ничего позитивного. Разве что одобрения, что существует**. – Филонов же сочится ненавистью к этой бесполётности, к этому мещанству, подобному земляным червям. К 1935 году, ему, наверно, стало ясно, что мещанство победило. Что подтвердилось через 50 лет – в реставрации капитализма в СССР.
Это, собственно говоря, реализм. Никто ещё не видел. Наоборот, страна обуреваема была энтузиазмом строительства, как думали, социализма в одной, отдельно взятой стране. А Филонов почуял обратное и выразил.
31 июля 2022 г.
*- Не имеет никакого значения ни теснота жизни под взаимным присмотром (то есть образ колхоза, сделанного как бывшая сельская община), ни образы ничтожеств Первой симфонии Шостаковича (то есть образы мещан) - и то, и то ненавистные, мол, Филонову люди старого образца, из-за мечты о каких-то иных людях будущего. Не имеет значения из-за существования похожей картины с противоположным названием.
- Нет. Всё, наоборот, сходится. Просто Филонову ненавистен советский работизм как идеал. Потому что его идеал – люди коммунизма, живущие искусством, а работу отдавшие автоматам. То есть можно и отдать должное рабтизму, пока страна находится в агрессивном окружении и отстала в техническом и военном смысле от этого окружения. Но надо не терять перспективы коммунистического будущего. А в СССР её потеряли. И это – плохо. Что и выразил Филонов замученными лицами ударников, выматывающих свои силы в условиях тяжёлого физического труда.
Всё сходится с ненавистью и там и тут. Это ненависть к социализму сталинского типа.
1.05.2022.
**- «Симфония написана в классической сонатной форме и состоит из четырех частей… наличие музыкальных контрастов в каждой части экспозиции симфонии… Если посмотреть на расположение голов на картине, а именно они создают наивысшую точку, кульминацию изобретенной формы, то можно сказать, что здесь намечаются четыре визуальных контраста» (Саленков).
Попросту говоря, в каждой части – свои пики эмоций в виде голов. И действительно, сверху вниз глядя, видим 4 скопления голов: одно – в верхнем их ряду, второе – в ряду пониже и 2 – слева и справа – в последнем, нижнем ряду.
- Я могу своеобразно проверить, есть ли соответствие эмоций симфонии сгущению голов и их отсутствию. Тут текстом написаны видения и эмоции, какие по ассоциации вызвала во мне музыка первой части. Я выделю в тексте зелёным фоном повышение эмоций, жёлтым – их небольшой накал и синим – чувство отстранённости ото всего. Теперь помещу эту картинку ниже.
Теперь смотрим на верхнюю «строчку» с головами.
Действительно, выделений зелёным – три, и групп голов – три. ("Читаем" слева направо и сверху вниз.) Правый нижний край (конец первой части симфонии) особенно бледен, ненасыщен, что соответствует синему. Нет, правда, соответствия финальной желтизне. Но это можно спустить на тормозах.
2.08.2022.