Не секрет, что некоторые американские военные эксперты проводят параллели между военно-политической ситуацией 2022г. и корейской войной (1950-1953). Поскольку СССР открыто в той войне не участвовал, для массового российского читателя она пребывает на terra incognita. В любом случае я продолжаю рассматривать различные аспекты войны Севера и Юга Кореи за национальное объединение на полуострове. Данный очерк посвящен началу реализации северокорейского плана быстрой войны.
Продолжение. О внезапности войны, последних шагах к её подготовке, объявлении см. очерк Начало корейской войны. В воскресенье в 4 часа утра. 25 июня 1950
Корейская война
Как известно, после перехода 38 параллели рано утром в воскресенье 25 июня 1950г. корейская народная армия (КНА, или KPA) уже 28 июня захватила столицу Южной Кореи Сеул. Успеху военной операции способствовали 3 взаимосвязанных фактора: 1) внезапность нападения; 2) большой перевес Северной Кореи в живой силе и технике; 3) отсутствие у Южной Кореи средств эффективной противотанковой борьбы. Танк Т-34 недаром славился своей удачной конфигурацией и неуязвимостью. У армии республики Кореи (ROC Army), которую Ким Ир Сен утром 25 июня обвинил в нападении на Север, вообразите, совсем не было танков и противотанковых мин. А её артиллерия была слаба против танков Т-34-85, которыми СССР в приличном количестве снабдил Пхеньян.
#т-34
На стороне ROC в первые дни если и было что весомое, так это география горно-лесистой местности и стойкость простых солдат и офицеров. Также, как отмечали сами корейцы, тормозящую роль в северокорейской атаке сыграло отсутствие в боевых порядках советских танковых командиров, которые бы посоветовали более решительно распоряжаться боевыми машинами для реализации “блицкрига” на практике. Все наши военные советники остались по ту сторону 38 параллели.
Поскольку от пограничной 38 параллели до Сеула по прямой дистанция всего 48-50 км, северные корейцы рассчитывали захватить столицу и в южной её части мосты через реку Ханган уже к утру 26 или 27 июня. Напомним, что скорость танка Т-34 53 км/ч. Однако реализовать такой скоростной план не удалось, это стало первым тревожным намеком на долгую войну.
Основная танковая группировка - 107 и 109 бронетанковые полки 105 бронетанковой бригады наносила основной удар по Сеулу с севера. Батальон в северокорейской армии – это 13 танков, а полк 40. Два полка 105 бригады сопровождали 3-ю и 4-ую дивизии КНА, общая численность группировки 32000 чел. На фронте 47 км на передовых позициях в зоне безопасности на постах им противостояло 2 батальона ROC, соответственно, 1 и 9 полков 7 дивизии ROC Army. В 7 дивизии числилось 7211 чел., но к выходным были объявлены массовые отпуска военнослужащих после длительного перерыва, поэтому ориентировочно на месте было 4500 чел. 4 батальона 7 дивизии приходили тренинг в ближнем тылу в Uijeongbu (Уидженбу), а 3-й полк был передан в распоряжение главного командования и ушел из района, смена ему еще не пришла.
Действия 4 дивизии КНА. Атаке на Юг предшествовала массированная артиллерийская подготовка в 4.00, она продолжалась в среднем полчаса. В 5.30 передовой 16 пехотный полк на участке 4 дивизии КНА перешел границу. Пауза после огневой подготовки была вызвана, вероятно, форсированием реки Хантан в демилитаризированной зоне с северокорейской стороны. Больше заметных водных преград по дороге 3 до Сеула не было.
Танки, возможно, на границе уничтожили проволочные заграждения, а пехота просочилась на позиции передового 2-ого батальона 1-ого полка. 2 батальон отошел на основные позиции в районе вершины Soyo-san (587 м от уровня моря). Эти позиции перекрывали дорогу огнем, что позволяло, видимо, отсечь пехоту от танков. Посылать одни танки вперед северокорейцы не рисковали. Офицер 105 бригады О Гви Хван вспоминал, что отправить танки в бой в таких условиях - “Это было все равно, что пробить ватный тампон металлическим шариком”. Продвижение частей КНА у горы Soyo-san, славной водопадиками и родниками, задержалось до 15.00, пока у 2-ого батальона не кончились боеприпасы, а северокорейцы не пустили в бой танковую лавину.
Действия 2 батальона ROC на дороге ( на Soyo-san) поддерживала противотанковая рота (57 мм rocket launcher) 1 полка. При прохождении северокорейского авангарда по дороге (вероятно, по главной) гранатометчики умудрились выстрелами по бортам подбить два головных танка (броню Т-34 - особенно в лоб - подбить из 57 мм было вообще невозможно), авангард отошел обратно. Позади гранатометчиков устроила позиции 2 батарея 5 артдивизиона (105 мм гаубицы), её судьба мне неизвестна.
Действия 3 дивизии КНА. Артподготовка на этом участке началась в 3.40. Вскоре 40 танков 109 полка с 7 пех. полком 3 дивизией пошли по дороге 43 на Пхочхон. Очевидно, они сбили передовое охранение, прошли по мостику через речушку (шириной менее 10 метров) и вступили в бой с 2 батальоном (двумя его ротами) 9 полка 7 дивизии ROC на холме 160. Интересно, что командир 9 полка, подобно иным командирам РККА накануне 22 июня 1941, проявил бдительность и не отпустил своих подчиненных в отпуск. Однако боеприпасы 2 батальона всё равно быстро подошли к концу, и батальон лесами отошел.
К 9.00 северокорейский авангард вышел на позиции севернее Пхочхона. 2 танка Т-34, словно шутя, уничтожили 4 57 мм безоткатных винтовки-орудия, или гранатомета антитанкового подразделения. Через час после такой разведки боем подошли северокорейские основные части. Более 80 танков, БТР и 76мм самоходных орудий разметали позиции 1 и 3 батальонов и в районе 11.00 заняли Пхочхон, южнее его уничтожили 5 дивизион полевой артиллерии (105 мм гаубицы).
Параллельно с раннего утра командир 3 дивизии КНА по узкой дороге послал в обход основной дороги 43 подразделения 9 полка. Они должны были перекрыть с запада и юга отход южных корейцев от Пхочхона. Колонна солдат в 4 ряда внезапно натолкнулась на передовые позиции 6 роты 2 батальона 9 полка ROC, которые незамедлительно открыли огонь. 6 рота уперлась в землю, буквально ногтями и зубами, и смогла надолго блокировать обходное движение северокорейцев.
Аналогичная судьба, кстати, ждала подразделения 18 северокорейского полка, который был послан лесными путями 4 дивизией в обход основной дороги 3 с запада. Батальонная колонна в строю вышла на позиции 2 батареи 5 дивизиона ROC, которая концентрированным огнём уничтожила её.
Наступление основной северокорейской колонны развивалось быстро, но вовсе не стремительно. 25 июня 3 полк, выведенный ранее из расположения 7 дивизии ROC Army, вернулся для того, чтобы оборонять Пхочхон. Около 15.00 его командир из дали увидел пламя над городом, он решил организовать оборону в Songuri – на всё той же основной дороге 7-8 км южнее Пхочхона на холме Taebong-san (345 м от уровня моря, 266 м от уровня местности) и южнее.
Вскоре на дороге появились северокорейские колонны, впереди 7-8 танков, а сзади до 150 единиц техники. 3 полк сосредоточил огонь по танкам из 81 мм минометов, 57 мм винтовок-орудий (57 мм rocket launcher) и 2.36 дюймовых гранатометов (базук). Им удалось свалить только один танк в канаву. Под огнем танковых орудий и пулеметов 3 полк оставил позиции, командир 3 полка пропал.
Вернемся к боевым действиям 4 дивизия КНА. Около 15.00 танки 107 бронетанкового полка КНА вместе с пехотой пошли на штурм основных позиций на Soyo-san. У 2 батальона к тому времени остался только боевой дух, и он отошел в Тонгдучхон, в пригороде которого северокорейцы оказались к заходу солнца (19.57 25 июня). В темноте продолжались уличные бои. Подразделения ROC отсюда отошли ночью в Токчонг, это 31 км от Сеула.
Ночью наступление остановилось, южнокорейская армия собиралась оборонять основной город на подступах к столице - Уиджинбоу. Сопротивление передовых частей 7 дивизии существенно замедлило продвижение КНА. Левее 1 дивизия ROC продолжали удерживать позиции на реке Имджин против танков (203 тп 105 бр.) и пехоты. В район Уиджинбоу успели к вечеру подтянуться резервные части (2 дивизия и др).
Утром 26 июня начальник генерального штаба ROC Чхэ Буонг Док - Сh'ae Byong Doc (1916-27.07.1950), бывший майор японской армии во второй мировой войне, планировал осуществить контрнаступление. Предупреждение о неготовности к раннему контрнаступлению командира 2 дивизии им было отклонено, проигнорировано было и предложение комдива 2 провести главную линию обороны по реке Ханган, то есть отдать коммунистам Сеул.
О связи той ситуации с современностью 2022 см. "Корейский" сценарий обострения гибридной холодной войны. Очерки включены в подборку Корейская война (1950-1953).
Признателен за лайки и подписку, а также донаты (подмога) на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №121, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории