Найти тему

О парадоксе эго

Оценивая себя высоко, человек нуждается в самом лучшем – в том, чем он восхищается. Но восхищаясь чем-то, человек находится внизу того, чем восхищается. Это не соотносится с тем, что человек думает о себе, и от того, он хочет чтобы то чем он восхищается было ниже него; чтобы то в чем он нуждается – нуждалось в нем больше, чем он в нем.

Попав в такую ситуацию, смотря на объект своего восхищения сверху вниз, эго больше не чувствует удовлетворения. Ведь нуждаясь в лучшем (относительно себя), оно наблюдает худшее.

Как решить этот парадокс?

Находить лучшее в том, что есть. «Любовь не ищет своего». Вещь есть, а видеть или не видеть её красоту — вопрос внимания наблюдающего. Внимание — это умение направлять свой фокус восприятия, созерцания на один аспект действительности.

Можно каждый день ходить домой одной и той же тропой, и каждый раз получать разный опыт. Потому что опыт зависит не столько от внешних обстоятельств, сколько от выбора наблюдателя. Выбора того, на что обратить внимание.

Человек для затраты меньшего количества энергии, полагается на привычки — автоматические реакции, «автопилот». Если это не было выбором, то является неосознанным поведением — человек реагирует на изменения внешней среды, подобно тому как это делают физические объекты и простая форма жизни. Я почувствовал жар поверхности и отдёрнул руку.

Душа жива переживаниями. От того, живя без получения нового опыта и переживаний она начинает замедляться. Остановка души — остановка жизни, поэтому и организм начинает сигнализировать человеку о проблеме — путем появления скуки, апатии, депрессии.

Но только сам человек является ответственным за собственные переживания. Конечно, он может занять позицию ребенка, который желает, чтобы окружающие выполняли роли аниматоров, создающих все новые и новые переживания для движения его души. И при отсутствии такой возможности — ребенок начинает создавать поводы для переживаний: искать проблемы, создавать их и находить источник негативных переживаний — ревновать, обижаться и жаловаться своим состоянием жертвы (потому что для позитивных переживаний, на этом этапе, необходима стимуляция извне).

Занимая подобную позицию «негативного механизма» человек обречен на зависимую от эмоций, и как следствие от внешних обстоятельств жизнь. Негативные эмоции по силе воздействия могут быть сильнее позитивных, что приведет к тому, что даже получая позитивное удовлетворение, человек сравнивая его по силе воздействия с прошлыми негативными переживаниями почувствует его неполноту.

Проблема в том, что предел позитивных переживаний ограничен. При нахождении «легкодоступных» позитивных переживаний, чувствительность к ним будет притупляться (подобно тому, как поедая больше сахара, рецепторы на языке «выгорают» и становятся менее восприимчивы к старым дозам сладкого, сигнализируя о необходимости их увеличения для получения нового уровня «удовольствия»).

Предел позитивных переживаний ограничен физическими возможностями вместить их в себя: количество еды; места для путешествий; люди-аниматоры, создающие эмоции; произведения искусства; телесные удовольствия; покупки и другое — все это не только конечно, но и имеет встроенную проблему однообразия.

Решение парадокса эго возможно через перенесение сравнения со внешним на сравнение со внутренним. Ведь человек, желающий обладать лучшим, хочет обладать чем-то из внешнего мира, чтобы внешний же мир, оценил его самого как лучшего, что обладает лучшим.

Это следствие наблюдения за собой, как за объектом. Мир стал для человека «объективен», то есть он увидел его состоящим из объектов — камней, деревьев, животных, людей. И в этом мире объектов, человек и себя воспринимает объектом, просто более важным чем другие. Даже будучи нелюдимым, он оценивает себя сквозь призму взора на себя со стороны «иного»: я нелюдим — значит я особенный; я многолюден — значит я востребован; я молчалив — значит я мудр; я говорлив — значит я красноречив; и так далее — обстоятельства изменяться, измениться и форма положительной оценки самого себя.

Но что если представить себе, что внешний мир лишь декорация в постановке, режиссером которой является сам человек? Как глупо тогда пытаться выглядеть «молодцом» в надежде быть положительно оцененным самим собой?

И для человека и для общества полезнее считать, что мир все же не декорация, а позиция «режиссера мира» только подпитает и без того увеличенное эго.

Но отношение к себе как к наблюдающему себя не с позиции из этого мира, а как наблюдающего мир изнутри себя, и как следствие — наблюдающего себя, есть путь ученика.

Позиция ученика есть нечто противоположное позиции мастера и невежды, ведь ученик одновременно пуст и полон. Он пуст потому что не знает средств, и полон, потому что знает цель. «Я знаю, что ничего не знаю»

Целое вещи — её цель. То, что мы называем человеком, является таковым, пока в нём присутствует душа — то, что объединяет и связывает части его тела воедино. При смерти, при утрате того, что делало человека целым, его тело распадается на части.

Эго боится пустоты и стремится, но не может достигнуть полноты. Это состояние безвыходной неудовлетворённости, выйти из которого можно только осознав и приняв собственную ограниченность и безмерность.

Это — путь смирения.

#философия #эго #смирение #парадокс #ловушка #ученик #пустота #полнота