В сложившихся условиях резонно задать следующий вопрос: «Все те методы, подходы и инструменты управления, которые применялись нами долгое время и вокруг которых выросли внушительные экосистемы – дееспособны ли они в этом динамичном и непредсказуемом VUKA мире»?
Система менеджмента качества (далее – СМК) в версии ИСО 9001, в том виде, в котором она внедрена в большинстве отечественных компаний, основывает свои результаты на требованиях и регламентах, которые должны охватывать всю деятельность организации. Это и есть незыблемая основа обеспечения качества продукции (услуги). Вместе с тем, такие аспекты, как адаптация, гибкость, приспосабливаемость организации, не рассматриваются СМК в качестве целей своего развертывания. Напротив, внутренняя культура, порождаемая СМК, а именно, строгость, точность, избыточная бюрократия, враждебна всякой изменчивости. Сегодня наличие сертификата СМК у поставщика не подтверждает его способность выполнять свои обязательства в долгосрочной перспективе. Потому можно прогнозировать множественные отказы от добровольной сертификации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и увеличение разрыва между декларацией и практикой (работа вне регламентов и при всевозможных упрощениях требований) там, где сертификация СМК является обязательной (например – ОПК).
Процессный подход и объясняемая им системность также под вопросом. Основная декларируемая выгода использования данного подхода основана на формировании процессной модели компании и стабилизации всех процессов в т.ч. и в статистическом смысле. А какой стабилизации сейчас может идти речь? И сам подход в интерпретации ИСО 9001 достаточно туманен, и достижению процессной гибкости он явно противоречит. Скорее всего, будет так же, как и было – никто из сертифицирующих органов не будет серьезно считать внедрение процессного подхода обязательным требованием. К слову, разработчики новой версии ГОСТ РВ 0015-002-2020 так долго ее готовили, что с одной стороны уверовали в эффективность процессного подхода, а с другой – явно не вписались в тренд, чем увеличили общий уровень формализма и оппортунизма СМК предприятий ОПК.
Еще один столп организационной науки – управление рисками в редакции ГОСТ Р ИСО 31000 и схожих с ним стандартов, или пресловутое риск-ориентированное мышление в интерпретации ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Зададим себе вопрос: «Сделав все правильно в менеджменте риска, смогли бы мы подойти к возникшей ситуации (ситуациям) во всеоружии?». Скорее всего – нет. Даже если бы данный риск фактор по счастливой случайности попал в реестр рисков, вероятность его возникновения была бы оценена экспертами как исчезающе малая. Может быть этот инструмент, хорошо себя зарекомендовавший в ситуации стабильности, неприменим к управлению в динамичных и неопределенных ситуациях?
Также и бережливое производство, стремясь к конвееризации потоков создания ценности, оно достигает основных своих результатов в эффективности, производительности, снижении запасов, упрощении учета и т.п. при стабилизации такта выпуска, повышении определенности и управляемости процессов, а также в условиях постоянства отношений с проверенными поставщиками. Как этим воспользоваться сейчас в полной мере и стоит ли к этому стремиться?
И, конечно же, информатизация и автоматизация бизнес-процессов. Автоматизируя процессы организации закрепляют их. Построение эффективной IT-архитектуры и установление ее рациональной связи с бизнес-архитектурой и информационной архитектурой емкая, кропотливая и длительная работа. Изменить автоматизированные процессы все равно, что начать автоматизацию с нуля.
А что тогда может дать пользу? Однозначно сказать сложно. Возможно, расширенное планирование на основе MRPII, гибкие и гибридные подходы к управлению проектами, организации с плоской структурой, безцеховые производственные системы, имитационное моделирование и цифровые двойники производства, QRM (из экзотического). Только ничего из вышеперечисленного в настоящий момент не доведено до уровня общеупотребимого стандарта, отсутствуют сертифицированные специалисты, центры компетенций и проч.
И остается только одно – ручное управление со всеми вытекающими.