Найти тему

Крупнейший теракт в истории СССР

18 мая 1973 года из Иркутска в Читу вылетел Ту-104А. На его борту находилось 72 пассажира, 8 членов экипажа. Также на борту был сотрудник милиции в штатском младший лейтенант Владимир Ёжиков. Он обеспечивал безопасность рейса. Тремя годами ранее в Турцию был угнан пассажирский самолёт Ан-24, после чего появился приказ о сопровождении всех рейсов, проходящих вблизи границы, сотрудниками милиции. Они имели при себе табельное оружие и широкие полномочия по обезвреживанию угонщиков.

Ту-104
Ту-104

Когда самолёт снижался для посадки в Чите, диспетчер получил от командира воздушного судна следующее сообщение: "С кабины поступило требование изменить курс". Он также доложил, что снижение прекращено на высоте 6600 метров. Через две минуты с борта был получен кодированный сигнал опасности, который внезапно прервался. Отметка самолёта на радаре превратилась в облако и исчезла. Экипаж на запросы диспетчера больше не отвечал.

Обломки воздушного судна были обнаружены в течение двух часов. Все находившиеся на борту погибли. Свидетели рассказали что слышали взрыв и видели падающие фрагменты самолёта. Следователи быстро пришли к выводу что причиной катастрофы стал взрыв 5,5-6 килограмм тротила. Он привел к разрушению элементов конструкции с последующим разрушением части фюзеляжа от резкой декомпрессии.

Части самолёта до сих пор лежат в сибирской тайге
Части самолёта до сих пор лежат в сибирской тайге

На месте катастрофы был найден пистолет сопровождавшего рейс милиционера, в котором не хватало пули. Также, среди погибших был обнаружен человек с огнестрельным ранением. Чтобы установить личность данного пассажира его голову пришлось восстанавливать буквально по кусочкам. Он был опознан как Рзаев Чингис Юнус-оглы.

Следствие пришло к выводу, что именно этот гражданин являлся террористом, взорвавшим бомбу. Ранее Рзаев служил срочную службу в сапёрных войсках и работал в дорожно-строительном управлении (где впоследствии была обнаружена пропажа взрывчатки), а в его квартире были найдены чертежи взрывного устройства. Преступник мечтал стать дипломатом, но не смог поступить в МГИМО. У него имелись признаки психического расстройства. В разговорах со знакомыми он не раз заявлял, что хочет уехать в Китай. С большой долей вероятности именно туда он намеревался лететь на угнанном самолёте.

Следователям удалось в общих чертах восстановить ход событий. При подлёте к Чите террорист через стюардессу передал экипажу записку с требованием изменить курс. Затем, вероятно, преступник со взрывным устройством направился к кабине экипажа, чтобы сказать куда лететь. Примерно в это время в него выстрелил милиционер. Однако, раненый террорист сумел активировать бомбу.

По числу жертв катастрофа Ту-104А под Читой является крупнейшим терактом в истории СССР. С тех пор милиционеры больше не сопровождали пассажирские рейсы. Данную практику посчитали неэффективной. Примечательно, что менее чем за месяц до этой трагедии ещё одним террористом был захвачен Ту-104Б, летевший из Ленинграда в Москву. Однако, тогда всё закончилось более благополучно: при взрыве бомбы погибло два человека, а повреждённый самолёт удалось успешно посадить. Подробности этой истории вы можете узнать в статье "Советский террорист".

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/