Найти тему
Тот самый «Епихин»

«Пересдача: минус балл»

Слышали ли когда-нибудь вы такую фразу от преподавателя? А может сами говорили ее своим студентам? Насколько она уместна вообще? Попробуем разобраться.

Для начала необходимо понять для чего служит оценка. Ее численное (2-3-4-5) или качественное (отлично - хорошо - удовлетворительно - плохо) обозначение. Я понимаю это следующим образом: это результат измерения результатов обучения, полученных студентом на данный момент времени.

То есть - это не что иное, как тот багаж, который имеет в данный момент ваш студент, приложенный к некой универсальной шкале, которая охарактеризует размер сего «багажа».

Есть ли у оценки понятие «срока давности» - например, в первый день сессии оценка (шкала) более лояльная, чем в заключительные? Я принципиально считаю, что нет! Сроки оценивания могут быть привязаны к периодам времени согласно учебного плана, но сам процесс должен быть всегда однозначен и максимально объективен.

Другими словами, не допустимо выстраивать этот режим тараканьих бегов: первый раз сдаёшь - ставлю как есть, пересдача - минус балл, вторая пересдача - минус два балла. Это не что иное, как манипуляция и направлена она отнюдь не на повышение качества восприятия материала.

Зачастую так педагоги нагоняют официоз своего предмета и «мотивируют» учащихся активнее и эффективнее готовиться. Формально это может сработать, но те, кто не сдал с первого раза - оказываются в двойном стрессе: нужно готовиться снова и у тебя уже, как в компьютерной игре, «жизнь сгорела».

На мой взгляд, задача педагога оценивать студента в конкретный момент времени и если вчерашний двоечник сегодня ответил на 5, то ставить эту 5 в его зачетку.

Во-первых, это мотивация для такого студента - он старался и он смог. Во-вторых, кто нам даёт право определять достоин человек соотвествующий оценки на пересдаче или нет - есть шкала, есть методика - работаем по ней. В-третьих, порой кажется, что преподаватели бояться ставить именно 2 оценки: двойку (чтобы меньше работы было по итогу - меньше пересдач, слез, возмущений) и пятёрку (чтобы «сверху» не стали задавать вопросы почему к тебя много отличников), а это на правильно - оценки не золотые, а мы, чай, не леприконы.

Мне вообще кажется, что такой формат выставления «дополнительных» правил в рамках процедуры экзамена связано с желанием сэкономить своё время. Но это мнимая экономия: стращание и пугание студентов меньше двоечников не сделает, а вот необходимость пересдач, споров на тему «правомочно это или нет», жалоб в деканаты и т.п. - затраты времени увеличит, да и нервы подпортит.

Поэтому, данная схема мне максимально претит. И, думаю, что нужно акцент делать именно на разработке мотивирующих мер подготовиться хорошо, основанных  не на страхе, а на истинном желании изучить материал и получить свою «студенческую выгоду».

Какие это меры и как их применять - обсудим далее. А как вы относитесь к таким «правилам» от экзаменаторов?

С уважением

Тот самый Епихин

#епихин #педагогика #экзамен #высшееобразование #студенты