Сегодня мы покажем ныне заброшенную порохоиспытательную галерею, построенную ещё до революции на территории Минно-артиллерийского городка Владивостокского Военного порта.
В 1880 г.было принято решение о строительстве Минного-артиллерийского городка, предназначенного для приёмки, сборки, обслуживания и выдачи в войска поступающих во Владивосток мин для системы минных заграждений, а также боеприпасов для артиллерии Владивостокской крепости.
Мины доставлялись с заводов в разобранном виде и для их приведения в боеготовность было необходимо построить соответствующую инфраструктуру.
Строительством руководил капитан 2-го ранга Н. Токаревский. Под его руководством в долине между сопками Шошина и Комарова среди лесного массива было построено обширное минно-артиллерийское хозяйство.
В 1886 г. Н. Токаревский был назначен главным минёром Владивостокского порта и под его руководством была создана морская минная защита подходов к Владивостоку.
Спустя два года на территории Минно-артиллерийского городка стали появляться первые сооружения, разросшиеся до небольшого окружённого каменной стеной военного посёлка с флигелями, цехами для сборки мин и погребами.
Неподалёку стали строиться дома для офицерского состава, а участок реки Буяковка был перестроен по проекту одного из первостроителей Владивостока военного инженера В. Иванова в каскадную систему искусственных озёр-водохранилищ. Впоследствии весь этот разросшийся район получил название "Минный городок".
В 1890 г. для удобства доставки боеприпасов на территорию городка была подведена узкоколейная железная дорога Морского ведомства, соединившая склады и мастерские с пристанью военного порта.
Вплоть до революции 1917 г. и начала Гражданской войны Минный городок служил по своему прямому назначению, но с началом интервенции на Дальнем Востоке его сооружения вплоть до 1920 г. использовались под склады американских экспедиционных войск AEF, которыми командовал генерал-майор Уильям Грейвс.
При становлении Советской власти городок также использовался для хранения и обслуживания боеприпасов, обеспечивая береговую артиллерию.
В начале 1930-х гг. узкоколейную дорогу от городка к порту разобрали в связи с началом строительства железнодорожной ветки на мыс Чуркина и тоннеля им. И. Сталина.
После окончания Второй Мировой Войны береговая артиллерия стала уходить на второй план, уступая место ВВС и ПВО, а к концу 1940-х гг. было принято решение демилитаризировать Минный городок и с него вывезли всё военное имущество.
В 1950-х гг. бывшие сооружения городка приспособили под склады продовольствия, тогда же рядом появился рынок.
А в 1960-х гг. территория Минного городка была включена в реконструкцию по плану строительства Большого Владивостока и впоследствии здесь появился парк, на территории которого по сей день остались некоторые сооружения бывшего Минно-артиллерийского городка, о самом интересном из которых мы и расскажем в этой статье.
Так в северо-восточной части нынешнего парка в начале 1890-х гг. была построена подземная порохоиспытательная галерея, где производили испытания навески порохов и другие исследования.
Не смотря на то, что галерея была построена открытым способом, схематично она представляет собой V-образный сводчатый тоннель примерной площадью 550 квадратных метров. Два входа по концам тоннеля защищали массивные бетонные сквозники.
Внутри основного тоннеля был выстроен ещё один тоннель-галерея с метровым отступом от стен и свода основного. Это пространство служило для циркуляции воздуха от входов к вытяжной вентиляционной шахте в центре угла.Такая конструкция служила подобием термоса, что позволяло обеспечивать необходимые условия вентиляции.
Помимо продуманной вентиляции, сооружение было оборудовано системой дренажа и телефонизировано.
Так выглядит толстый бетонный сквозник одного из входов, от которого отходят подпорные стены. Он служил для защиты от снарядов и осколков, а два прохода в него смыкаются у входа в сооружение.
От входа мы сразу попадаем в тамбур, откуда хорошо видна форма двойного свода. По центру тамбура расположен вход в тоннель самой галереи, а по бокам от него два прохода в пространство между основным тоннелем и выстроенной в нём галереей.
А так собственно выглядит это вентиляционное пространство. Внешние стены здесь бетонные, а стены внутреннего сооружения выполнены из кирпича.
Между боковыми стенами и пространством свода дополнительно построены арочные проёмы на всём протяжении галереи, вероятно служившие как для надёжности, так и для какой-то особенной циркуляции воздуха.
В центре на внутреннем угле изгиба сооружения располагается вентиляционная шахта, ствол которой завален скинутыми сверху стволами деревьев.
А ещё в этом пространстве обитают летучие мыши.
Теперь давайте пройдёмся по самой галерее. Как здесь проводились испытания пороха мы не знаем. Вероятно когда-то внутри находилось какое-то оборудование для этого, от которого ничего не осталось.
Поворот галереи, слева в стене угла виден проём к вентиляционной шахте, у которого раньше видимо был установлен небольшой циклон вытяжной вентиляции.
За поворотом галерея продолжается.
И упирается в аналогичный тамбур.
Вид из тамбура на построенный внутри тоннеля зал галереи.
Ну а мы выходим на поверхность через сквозник второго входа. Левый проём входа в сам сквозник здесь был закопан несколько лет назад.
Остатки самого минного городка теперь представляют из себя несколько флигелей и наземных казематированных погребов в окружении брустверов, так что смотреть на этой территории особо больше нечего.
А так эти погреба выглядели при жизни.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.