Найти тему
Дестрой

В этом холме была подземная порохоиспытательная галерея Минного городка Владивостокского Военного порта

Сегодня мы покажем ныне заброшенную порохоиспытательную галерею, построенную ещё до революции на территории Минно-артиллерийского городка Владивостокского Военного порта.

Дореволюционное фото, опубликованное пользователем Subterranean на сайте старых фотографий pastvu.com.
Дореволюционное фото, опубликованное пользователем Subterranean на сайте старых фотографий pastvu.com.

В 1880 г.было принято решение о строительстве Минного-артиллерийского городка, предназначенного для приёмки, сборки, обслуживания и выдачи в войска поступающих во Владивосток мин для системы минных заграждений, а также боеприпасов для артиллерии Владивостокской крепости.

Мины доставлялись с заводов в разобранном виде и для их приведения в боеготовность было необходимо построить соответствующую инфраструктуру.

Строительством руководил капитан 2-го ранга Н. Токаревский. Под его руководством в долине между сопками Шошина и Комарова среди лесного массива было построено обширное минно-артиллерийское хозяйство.

В 1886 г. Н. Токаревский был назначен главным минёром Владивостокского порта и под его руководством была создана морская минная защита подходов к Владивостоку.

Спустя два года на территории Минно-артиллерийского городка стали появляться первые сооружения, разросшиеся до небольшого окружённого каменной стеной военного посёлка с флигелями, цехами для сборки мин и погребами.

Неподалёку стали строиться дома для офицерского состава, а участок реки Буяковка был перестроен по проекту одного из первостроителей Владивостока военного инженера В. Иванова в каскадную систему искусственных озёр-водохранилищ. Впоследствии весь этот разросшийся район получил название "Минный городок".

В 1890 г. для удобства доставки боеприпасов на территорию городка была подведена узкоколейная железная дорога Морского ведомства, соединившая склады и мастерские с пристанью военного порта.

Вплоть до революции 1917 г. и начала Гражданской войны Минный городок служил по своему прямому назначению, но с началом интервенции на Дальнем Востоке его сооружения вплоть до 1920 г. использовались под склады американских экспедиционных войск AEF, которыми командовал генерал-майор Уильям Грейвс.

При становлении Советской власти городок также использовался для хранения и обслуживания боеприпасов, обеспечивая береговую артиллерию.

В начале 1930-х гг. узкоколейную дорогу от городка к порту разобрали в связи с началом строительства железнодорожной ветки на мыс Чуркина и тоннеля им. И. Сталина.

После окончания Второй Мировой Войны береговая артиллерия стала уходить на второй план, уступая место ВВС и ПВО, а к концу 1940-х гг. было принято решение демилитаризировать Минный городок и с него вывезли всё военное имущество.

В 1950-х гг. бывшие сооружения городка приспособили под склады продовольствия, тогда же рядом появился рынок.

А в 1960-х гг. территория Минного городка была включена в реконструкцию по плану строительства Большого Владивостока и впоследствии здесь появился парк, на территории которого по сей день остались некоторые сооружения бывшего Минно-артиллерийского городка, о самом интересном из которых мы и расскажем в этой статье.

-3

Так в северо-восточной части нынешнего парка в начале 1890-х гг. была построена подземная порохоиспытательная галерея, где производили испытания навески порохов и другие исследования.

Не смотря на то, что галерея была построена открытым способом, схематично она представляет собой V-образный сводчатый тоннель примерной площадью 550 квадратных метров. Два входа по концам тоннеля защищали массивные бетонные сквозники.

Внутри основного тоннеля был выстроен ещё один тоннель-галерея с метровым отступом от стен и свода основного. Это пространство служило для циркуляции воздуха от входов к вытяжной вентиляционной шахте в центре угла.Такая конструкция служила подобием термоса, что позволяло обеспечивать необходимые условия вентиляции.

Помимо продуманной вентиляции, сооружение было оборудовано системой дренажа и телефонизировано.

-4

Так выглядит толстый бетонный сквозник одного из входов, от которого отходят подпорные стены. Он служил для защиты от снарядов и осколков, а два прохода в него смыкаются у входа в сооружение.

-5

От входа мы сразу попадаем в тамбур, откуда хорошо видна форма двойного свода. По центру тамбура расположен вход в тоннель самой галереи, а по бокам от него два прохода в пространство между основным тоннелем и выстроенной в нём галереей.

-6

А так собственно выглядит это вентиляционное пространство. Внешние стены здесь бетонные, а стены внутреннего сооружения выполнены из кирпича.

Между боковыми стенами и пространством свода дополнительно построены арочные проёмы на всём протяжении галереи, вероятно служившие как для надёжности, так и для какой-то особенной циркуляции воздуха.

-7

В центре на внутреннем угле изгиба сооружения располагается вентиляционная шахта, ствол которой завален скинутыми сверху стволами деревьев.

-8

А ещё в этом пространстве обитают летучие мыши.

-9

Теперь давайте пройдёмся по самой галерее. Как здесь проводились испытания пороха мы не знаем. Вероятно когда-то внутри находилось какое-то оборудование для этого, от которого ничего не осталось.

-10

Поворот галереи, слева в стене угла виден проём к вентиляционной шахте, у которого раньше видимо был установлен небольшой циклон вытяжной вентиляции.

-11

За поворотом галерея продолжается.

-12

И упирается в аналогичный тамбур.

-13

Вид из тамбура на построенный внутри тоннеля зал галереи.

-14

Ну а мы выходим на поверхность через сквозник второго входа. Левый проём входа в сам сквозник здесь был закопан несколько лет назад.

-15

Остатки самого минного городка теперь представляют из себя несколько флигелей и наземных казематированных погребов в окружении брустверов, так что смотреть на этой территории особо больше нечего.

Фото 1919 г. из архива канадского корпуса, снятое во времена интервенции на Дальнем Востоке.
Фото 1919 г. из архива канадского корпуса, снятое во времена интервенции на Дальнем Востоке.

А так эти погреба выглядели при жизни.

Ну а на этом всё.

-17

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.