Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему контактный провод на железной дороге подвешен зигзагом, а не по прямой траектории?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В этой статье разберем такую, довольно базовую тему, с которой прекрасно знакомы профессиональные железнодорожники, а также просто любители железных дорог, хорошо в них разбирающиеся, но, тем не менее, вопросы от обывателей все ещё задаются, поэтому будет вполне актуально.

Итак, встать на железнодорожный путь, желательно на однопутном и прямом участке, не забыв при этом убедится в отсутствии приближающихся поездов, и посмотреть вдаль, то можно увидеть, контактный провод представляет собой, в отличие от самого пути, вовсе не прямую линию, а ломаную. Также этот аспект можно заметить, если смотреть на железную дорогу с моста.

-2

Для чего это нужно?

Как известно, контактный провод взаимодействует с токоприемником электрического подвижного состава, возникает электрическое соединение и благодаря разности напряжений, заряженные частицы создают магнитное поле на тяговых электродвигателях, благодаря чему вращается ротор, который, через редуктор, приводит в движение колесные пары. Ну это так, очень упрощенное объяснение.

Верхняя часть токоприемника, которая, непосредственно, находится в соединении с контактным проводом, называется полозом. На полозе находятся угольные контактные вставки (на графитовой или коксовой основе), которые обладают большой термостойкостью, высокой износостойкостью, а также низким коэффициентом трения. Помимо угольных вставок, могут применяться также медные, алюминиевые или металлокерамические.

Так вот, контактная вставка как раз таки и прижимается к контактному проводу. Она должна обладать определенными свойствами, поскольку, понятное дело, при движении поезда возникает трение между вставкой и проводом, которое очень даже в состоянии сформировать ощутимую канавку на полозе, или вовсе его разделить на две части.

-3

Чтобы это избежать, контактный провод как раз таки и располагают зигзагами, то бишь, контактный провод подвешен на консоли то ближе к опоре, то дальше. Таким образом обеспечивается равномерный износ полоза и контактных вставок. Особенно это актуально на высокоскоростных магистралях, где скорости велики: 350 километров в час - это всё таки солидно.

-4

Причём существуют разные варианты контактной подвески, например иногда делают так, что только контактный провод «гуляет» вдоль оси пути, в то время как несущий трос (верхняя часть подвески), находится строго по оси пути. Либо же несущий трос тоже «гуляет» и при взгляде сверху как бы находится в противофазе с контактным проводом. Кстати, очень подробно про контактную сеть почитать можно здесь.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-5