Тяжелее переизобретения жанра может быть только мефедрон и матграйнд от группы Robinson, и знаете, на первый взгляд кажется, будто Няня впервые в мире придумала яндере, но это не так. Зумерский хоррор, вышедший под эгидой нетфликса, дает нам свежий взгляд на слэшер, по идее давно закостеневший и погрязший в клише род ужастиков, в котором ничего нового не придумывали со времен Крика и Я знаю, что вы сделали прошлым летом.
Во-первых, Няня переворачивает на 180 градусов расстановку сил на шахматной доске, и вместо одного серийного, погрязшего в инцельстве маньяка версус кучка похотливых подростков у нас ровным счетом наоборот - один протагонист против целой когорты докровижадных убийц. Что-то такое было в 2001 маньяке и Техасской резне, но скорее был баттл рояль всех против всех (поправьте если не прав), ближайшее имеющееся приближение на моей памяти - это Апокалипсис Мэла Гибсона, и Няня сохраняет тот же адреналиновый драйв.
Во-вторых, впервые за туеву хучу лет протагонистом выступает не серомышевая молодая девушка, единственно выжившая среди компании исключительных спортсменов и научных гениев, которой суждено силой духа победить харизматичного главзлодея, до этого справлявшегося с геноцидом маленького американского городка, а теперь спотыкающегося об каждый корень. Киноиндустрия решила вспомнить, что внезапно фильмы ужасов смотрят подростки мужского пола в том числе, и посему наш герой старается максимально импонировать целевой аудитории.
Все эти нововведения были бы полнейшим пшиком, если бы не покоились на двух базисах любого порядочного слэшера - уматных диалогах и постановке сцен убийств, аналогично не обошедшихся без некоторых экспериментов. Диалоги в Няне шикарны. Стилистически они взяты чуть ли не из Fox Searchlight карманных арт-хаусов Вайтити для фестиваля Санденс, изобилуют пассивной агрессией и ньюйоркпостовской иронией чуть ли не в каждой фразе, но самое удивительное - в слэшере это работает, как с динамической, так и с юмористической точки зрения. Убийства же выполнены со всем смаком и изобилием графических деталей, находя в себе удивительную эстетику брызг ярко алой крови, хруста костей, чавкания мяса и стонов комично погибающих, отчасти даже предвосхищая стильность Дома, который построил Джек.
И как бы все хорошо в Няне, но фильм перешлифовали, забыв о поговорке "лучшее - враг хорошего", и многое в нем просто неуместно. В погоне за культурными отсылками Няня начинает терять собственную индивидуальность, и если пародия на Патрика Бейтмана была смешной, то вот заигрывания с Один дома были лишними. Корявенько подобран саундтрек, а "остроумные" закадровые ремарки а-ля Уэс Андерсон только портят впечатление. За монтаж хочется позвать Флетчера из Одержимости, чтобы он надавал затрещин за "Are you rushin or are you draggin?". Но самым главным недостатком Няни является конечно же затутырканная тема метаморфозы мальчика в мужчину. Причем дело не в самой теме, а в том как решено было ее раскрыть - все это мы видели тысячу раз, и, наблюдая за отношениями между Би, Си и Мими, просто хочется пересмотреть Фурикури и Люди под лестницей.
Все эти недостатки не должны впрочем отпугивать зрителя - Няня это очень здоровское кино, модерновый, но не лишенный почтения к истокам слэшер, демонстрирующий что при должном подходе расцвести может даже топор. Отсутствие страха перед экспериментированием, верность принятым решениям и последовательность до самого конца делают Няню удивительно цельным и монолитным фильмом, бьющим зрителя поддых, чтобы он бобиком сидел до самых финальных титров, а потом требовал еще и еще.
IMDb - 7/10
Бимувиметр - 10/10
PS если серьезно, то из всех значимых открытий зумеры открыли 76 гендеров и посмотрите что из этого случилось