В прошлый раз мы говорили о методе «Четвертый лишний». Более же сложный вариант - опыт со СВОБОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ.
Ребенку 6-7 лет дается большой ряд карточек с изображением разных объектов: животные, мебель, посуда, транспорт, продукты питания. Предлагается сгруппировать эти объекты так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.
Когда задача будет выполнена, поинтересоваться, почему он разложил картинки именно так.
Этот опыт дает важную информацию.
✔️Ребенок может разложить предметы на группы по внешним, наглядным признакам ( н-р по цвету, форме). Или «ситуативно» (н-р стол, вилка, пирог). Это элементарный тип классификации.
Здесь работает НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ мышление.
✔️А если ребенок выделил существенные признаки предметов и сумел объединить их в КАТЕГОРИЮ (посуда, мебель), то здесь работает более высокий уровень мышления, ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОЕ.
📚И вот какой забавный пример приводит А. Р. Лурия.
«...Один умственно отсталый ребенок в ответ на предложение разложить предметы на группы сложил в одну группу: бутылку, стакан, стол и рака потому, что «можно поставить на стол бутылку пива, выпить и закусить раком». И всякие попытки убедить его в том, что все эти предметы относятся к разным категориям, не привели ни к каким результатам».
Л.С. Выготский отмечал, что у умственно отсталого ребенка нет «зоны ближайшего развития», или она очень мала. Он не может с помощью примеров или обучения перевести наглядно-действенное мышление в отвлеченное. А для обычного ребенка объяснение или пример достаточен, чтобы неразрешимая задача стала выполнимой.
📩Здесь вы найдете много полезной информации.
Сайт: logoped-viktoria.ru/
ВКонтакте: https://vk.com/logopedviktoria
Инстаграм: https://www.instagram.com/logoped_viktoria/
Telegram: https://t.me/logoped_viktoria
Одноклассники: https://ok.ru/group/59789980336149
YouTube: https://www.youtube.com/c/ВикторияБунина