☝️Данную тему смело можно назвать подарком для сдающих ОГЭ. Традиционно ребята хорошо справляются с 4-м заданием, где необходимо уметь определять вид связи слов в словосочетании. Но расслабляться рано - готовимся! 😁
Итак, словосочетание - это сочетание ДВУХ или НЕСКОЛЬКИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЛОВ, связанных по смыслу и грамматически
- (* грамматическая связь чаще всего выражается с помощью окончания ИЛИ предлога и окончания) : кружимся В танцЕ, открыл дверь □, ветка сиренИ...
Словосочетание = главное слово + зависимое слово.
От главного к зависимому можно задать вопрос. Зависимое уточняет смысл главного.
Кружимся (в чём?) в танце
Открыл (что?) дверь
Ветка (чего?) сирени
Не являются словосочетаниями
1. Подлежащее и сказуемое
▪️ дождь моросит
2. Слова, не связанные по смыслу и грамматически
▪️в новом открыли
3. Существительное или местоимение с предлогом
▪️ к дому; у меня
4. Однородные члены предложения
▪️ синих и зелёных
5. Обособленные члены в паре с главным/определяемым словом
▪️ свет, слепящий глаза,...
6. Фразеологизмы
▪️ спустя рукава
7. Грамматические формы слов
▪️ более крепкий; давайте помолчим; будет говорить
Слова в словосочетании связаны подчинительной связью.
Существует 3 вида подчинительной связи: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.
📍Согласование
Зависимое слово (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ-прилагательное, ПОРЯДКОВОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ) имеют те же род, число и падеж, что и главное слово (СУЩЕСТВ.) Зависимое слово отвечает на вопрос "КАКОЙ?" (и все его формы).
▪️ о новОМ делЕ (ед.ч., ср.р., П.п.)
▪️моросящЕГО дождЯ (ед.ч., м.р., Р.п.)
▪️своИМ примерОМ (ед.ч., м.р., Т.п.)
▪️первУЮ попыткУ (ед.ч., ж.р., В.п.)
Согласование всегда представляет собой "созвучную" пару. Именно грамматическое "подчинение" зависимого слова создаёт эффект созвучия.
📍Управление
Главное слово УПРАВЛЯЕТ падежной формой зависимого слова (СУЩ. или МЕСТ.)
▪️купить (что? В. П.) КУКЛУ
▪️ свет (чего? Р. П.) ЛУНЫ
*При изменении ФОРМЫ главного слова зависимое сохраняет заданный падеж:
купить (что?) КУКЛУ, купили (что?) КУКЛУ, купивший (что?) КУКЛУ, купив (что?) КУКЛУ.
❗ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО ДОЛЖНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ (всех, кроме Именительного): "кого?" "чего?" "кому?" "чему?" "что?" "кем?" "чем?" "о ком?" "о чём?"
📍Примыкание
В роли ЗАВИСИМОГО слова выступают НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова: ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НАРЕЧИЕ, ИНФИНИТИВ, прилагательное в СРАВНИТ. СТЕПЕНИ, неизменяемое ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ местоимение (его, её, их)
▪️ шёл БОСИКОМ
▪️ взгляд ИСКОСА
▪️желание ЗНАТЬ
▪️ говорил УЛЫБАЯСЬ
▪️СРАЗУ вспомнишь
▪️ЕГО друг
При примыкании слова между собой связаны лишь по смыслу, невозможна постановка падежного вопроса.
Как выглядит 4 задание ОГЭ?
Замените словосочетание «глядел с уважением», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Рассуждаем так❗️
Особенности каждого вида связи базируются на свойствах ЗАВИСИМОГО СЛОВА. Следовательно, определяем главное слово и сохраняем его неизменным. ЗАВИСИМОЕ слово изменяем в соответствии с видом связи.
Например
▪️Глядел (с чем?) с уважением.
Главное слово - "глядел"
Зависимое слово "с уважением" является изменяемым и отвечает на падежный вопрос. Связь - УПРАВЛЕНИЕ. ▪️ПЕРЕСТРАИВАЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ по типу связи "ПРИМЫККАНИЕ". Для этого главное слово сохраняем, а зависимое заменяем однокоренным НЕИЗМЕНЯЕМЫМ словом ("с уважением" ---> "уважительно").
▪️Глядел (как?) уважительно.
Зависимое слово стало НАРЕЧИЕМ. Вид связи - "ПРИМЫКАНИЕ".
На экзамене предстоит, например, согласование заменить управлением, а управление примыканием. Во всех случаях ГЛАВНОЕ СЛОВО СОХРАНЯЕТСЯ, а зависимое заменяем однокоренным, соблюдая требования согласования, управления или примыкания.
Для успешного выполнения задания требуется долгая работа со словосочетаниями-"перевёртышами".