В том, что современные дети не знают таблицу (да и взрослые многие тоже) я убедилась уже давно. Однако со своими детьми я такого безобразия не допущу.
У старших проблем не было. Просто взяли и выучили. А вот с младшим...
Особенности семейного обучения
Да, младший у меня на семейном обучении с 1 класса. То есть в школе не учился ни дня. Поэтому неизбежны некоторые "послабления". Все-таки мама - не учительница, а, в первую очередь, мама...
Поэтому, понимая давно сущность умножения, ребенок или просто смотрел в таблицу, или считал сложением.
Думала, постепенно запомнит. Как бы не так!
Особенности ребенка
Конечно, наш СДВГ тоже сыграл свою роль. Ведь просто взять и выучить - это нужна известная усидчивость. Кроме того, хорошая механическая память. А с этим как раз проблемы.
Отлично ухватывая суть, ребенок совершенно не способен механически наработать необходимое количество для автоматизации.
Что пробовали
Перепробовала кучу пособий, где авторы обещали быстрое запоминание таблицы умножения в игровой форме.
Например, "Школу умножения" прошли. Но проблема большинства пособий в том, что тони, опять же, объясняют сущность умножения, работают с пониманием.
Есть пособия, ориентированные на зрительную память. Есть такие, где таблица зарифмована.
Не помогает. ребенок выполняет задания, но таблицу по-прежнему не помнит.
А вот что сработало
Во-первых, объяснила, почему таблицу знать выгодно и удобно. Продемонстрировала, насколько быстро можно считать, если ее знать.
Показала, как сама помню таблицу. Деть впечатлился.
Но сам, понятно, все равно ничего делать не стал - она же большая и страшная.
Тогда стали "есть слона по кусочкам".
- Ну три числа ты же можешь запомнить? Только чур уговор, повторяем много раз за день. Не обижаться и не возражать.
На такие условия согласился.
И вот мы целый день учили:
9 на 9 = 81
9 на 8 = 72
9 на 7 = 63
Просто примерно раз в час повторяли в разном порядке. И на следующий день. И через день. А потом добавили еще на 4, на 5 и на 6. И повторяли вместе. Еще пару дней. В конце недели остались простые - на 2 и на 3.
Всю следующую неделю "гоняли" таблицу на 9 самыми разными способами. И мяч кидали, и отжимались, и подпрыгивали. Повторяли с утра, только проснувшись и вечером перед сном. Уже стало совсем легко.
Еще неделя - на 8. Уже проще, потому что на одно число меньше, ведь 8 на 9 уже раньше выучили.
Сейчас уже уверенно знает и на 7. Знает так, что ночью разбуди - скажет.
А дальше остается совсем немного, ведь с каждым разом строка сокращается.
Да, некоторые вещи надо без изысков и игрищ - просто тупо взять и выучить.