Подводный флот со времен ВОВ является гордостью нашей страны. Фамилии командиров подводных лодок (ПЛ): Маринеско, Власова, Щедрина, Лисина и т.д., во времена СССР знали многие. По тоннажу, потопленных судов, нет равных Маринеско (С-13) - 40 брт; по количеству, уничтоженных целей, лидирует Владимир Власов (Щ-214) - 6. Щ-214 Владимира является самой результативной советской подлодкой в 1941-1945 годах. Всего в период ВОВ советские субмарины потопили 126 целей. При этом потери составили 81 ПЛ. Фашисты воевать умели.
Противолодочный рубеж
Особенно сложно приходилось подводникам на Балтийском флоте. Аналогов в мировой истории нет. Немцы в 1942г. и в начале 1943г. создали противолодочный рубеж, который фактически запер наши субмарины в восточной части Финского залива. Были выставлены десятки тысяч мин (только к концу 1942 года 21 тыс.). И 55 километров сетей высотой от 60 до 90 метров, сделанных из стального троса толщиной 18 мм с ячейками 4 на 4 метра, к которым крепились мины. Все это контролировалось сотней немецких и финских кораблей и катеров.
Советские подводники умудрялись преодолевать данные заграждения и топить немецкие суда. Хоть не всегда это получалось, в 1943 году пять попыток прорыва закончились неудачно, наши субмарины пошли ко дну. Среди них Щ-408, но она дала такой отчаянный бой противнику, что ее подвигом были поражены даже сами фашисты.
Последний бой
В мае 1943 года в свой последний поход из Кронштадта вышла Щ-408, ей командовал капитан-лейтенант Павел Кузьмин. Трое суток потребовалось, чтобы преодолеть минные заграждения и сети, в итоге на минимуме оставался запас воздуха, люди уже дышали с трудом, практически полностью сели аккумуляторы. К тому времени субмарина подошла к острову Вайндло. Только "Щуку" там уже ждали корабли противника. Дело в том, что взрывом мины повредило цистерну и на поверхность попадало дизельное топливо, оставляя на воде характерный след. Который заметили с финского самолета.
Когда Щ-408 всплыла, вражеские корабли и катера находились от нее на расстоянии не более километра. Они сразу по "Щуке" открыли огонь. Кузьмин был вынужден принять бой, так как необходимо было хоть частично зарядить аккумуляторы, что возможно только на поверхности от работающих дизельных двигателей. Артиллеристы встали к двум 45-мм орудиям, завязалось неравное сражение. В те же минуты на базу отправили шифрованное сообщение с призывом о помощи. Обещали выслать самолеты.
Фашисты обстреливали подлодку из 75-мм и 20 мм орудий. Носовая часть корпуса и рубка имели множество повреждений. Пали несколько артиллеристов, их заменили другие. Но и атакующим нанесли ущерб: существенно повредив две самоходные артиллерийские баржи и катер. Бой длился два часа. Но к противнику, который и до этого имел значительное преимущество, подошла подмога. Ситуация стала безнадежной. Лодку могли захватить. Помощь авиации запаздывала. Кузьмин отдал приказ: "Погружаться".
"Балтийский Варяг"
Погружение по сути являлось авантюрой: лодка получила значительные повреждения от вражеских снарядов; аккумуляторы зарядить не дали; было очевидно, что немцы и финны продолжат преследовать ПЛ до последнего. "Щука" была обречена. Но командир сделал выбор, предпочел уйти под воду с практически нулевыми шансами на спасение, чем попасть в плен.
Едва Щ-408 скрылась под водой, как финские катера сбросили две глубинные бомбы. Пошли масляные круги, фашисты предположили, что лодка получила сильные повреждения и пошла ко дну. Но на всякий случай еще трое суток находились в данном районе.
Уже в наше время, в 2016 году удалось обнаружить, где покоится, Щ-408. В двух километрах от места, где шел бой. Лодка не пострадала от глубинных бомб, смогла уйти на достаточное расстояние в сторону. Только повреждения, полученные в бою, оказались фатальными. Но "Щука" не всплыла, экипаж, как в 1904 г. крейсер "Варяг", до последнего момента дрался с превосходящими силами врага, а когда наступил критический момент, задраил люки и затонул. Поэтому Щ-408 называют "Балтийским Варягом".
Заключение
Ни экипаж, ни командир от своего государства наград не получили. Только информация о последнем бое Щ-408 стала широко известна в Британии, о нем писали газеты. В итоге король Георг VI удостоил Кузьмина ордена Британской империи V степени. Это рыцарский орден, в годы ВМВ им награждены 162 советских офицера, только степени разные. Но позже, в 1964г. в Ленинграде появилась улица Подводника Кузьмина.