"Нет настроения", "У мамы (папы, бабушки и т.д.) плохое настроение"... Как часто мы слышим эти фразы. А что скрывается под термином "настроение" и можно ли управлять настроением, мы попробуем разобраться.
#Настроение - устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее психическую реальность человека. Так, настроение придает окраску деятельности: "хорошее" настроение - всё получается, даже трудные задачи кажутся выполнимыми, "не в духе", настроение на нуле - всё тяжело, скучно.
Почему важно управлять настроением?
Во-первых, настроение оказывает влияние на наше #отношение к окружающему миру. Например, играет важную роль в формировании самооценки и удовлетворенностью жизнью. Т.е. настроение буквально "настраивает" нас как реагировать на собственные удачи и неудачи, так и обуславливает отношения с другими людьми.
Во-вторых, именно настроение формирует так называемую "эмоциональную доминанту" (совокупность эмоций, которые мы испытываем чаще всего). Если мы не будем учиться управлять настроением, то можно застрять в #негативных #эмоциях (например, в обидах).
Как управлять настроением?
Упражнение 1. Эмоциональная ловушка
Итак, настроение состоит из эмоций, чувств (что я чувствую в данный момент), из мыслей ( о чем я подумал).
Учимся ловить в эмоциональную ловушку эмоции и чувства, которые оказывают влияние на наше настроение:
1. Опишите ситуацию, которая "испортила"/изменила ваше настроение. Постарайтесь описать ситуацию в мельчайших деталях. Чем больше подробностей вы опишите, тем точнее сможете проанализировать базовое состояние.
2. Далее опишите мысли и образы, которые возникают в вашей голове, когда вы находитесь именно в этом настроении.
3. Опишите физические ощущения, которые были до этой ситуации и после нее.
4. Запишите, на чем "зависло" внимание: на физическом ощущении, какой-либо мысли и т.д.
5. Запишите, что вы сделали: ушли от разговора, закричали на собеседника и т.д.
Это очень трудное упражнение. Оно приучает к системному анализу причин возникновения "плохого" настроения.
Как работать с результатами этого упражнения: во-первых, через неделю (при условии, что вы делаете это упражнение каждый день) у вас будет список ситуаций, которые изменяют ваше настроение, список "зависалок" (например, после неприятного разговора с начальником, вы еще час по пути домой мысленно с ним спорите), список действий (как вы справляетесь или не справляетесь с ситуацией).
Упражнение 2. Работа с трекерами
Для управления эмоциональным состоянием, которое сопровождается тревожностью, предлагаю Вам работу по следующим #трекерам:
1. Трекер-фиксатор. Как только почувствовали, что #тревожность "накрывает" закрашиваем кружочек, а наблюдениях пишем, дату и время.
2. Трекер-действие
"Накрывает" тревожность - выполняем задания трекера.
Упражнение 3. Аутогенная тренировка
Шаг 1. Принимаем позу для #аутогенной тренировки (одну из поз)
Шаг 2. Проговариваем текст аутотренинга или слушаем запись
Пример текста для аутотренинга из книги Светланы Гладковой:
"У меня прекрасное настроение. Я всем доволен. Я живу в ладу со всем миром. Ничто не может меня взволновать и вывести из равновесия. День принесет мне только приятные новости и сюрпризы. У меня всё еще впереди, я найду в себе силы, чтобы справиться с проблемами"
Дорогие друзья, я прекрасно пониманию, что ситуации, вызывающие определенные тип настроения бывают разными, поэтому привожу в публикации самые простые упражнения. Если проблема управления настроением Вас заинтересовала, задавайте вопросы в личных сообщениях в ВК или записывайтесь на онлайн консультацию через ВК.
Ваш психолог, Татьяна Жабакова.