Приветствую всех читателей моего канала!
Этой статьёй я завершаю тему обзора трёх фабрик И.Е. Кузнецова близ Новгорода Великого. Статья посвящена послереволюционной истории бывшей фабрики "На Волхове", переименованной в 1922-м году в "Коминтерн". Это не значит, что не выйдет больше статей, описывающих отдельные предметы, сервизы и направления в декоре новгородских фабрик.
После окончания Гражданской войны все три фабрики Новгородского кластера бывших фарфоровых фабрик Т-ва И.Е. Кузнецова вошли во вновь образованный трест НовГубФарфор. Поскольку фабрики изначально принадлежали одному владельцу, продукция всех трёх фабрик была схожей как по эстетической составляющей, так и по использованию красок (деколей) и компонентов фарфоровой массы.
Как и на остальных двух фабриках бывшего Т-ва И.Е. Кузнецова ("Пролетарий", бывшая "Бронницы" и "Красный фарфорист", бывшая "ГрУзино"), на "Коминтерне" в этот период выпускали посуду в росписи ШИНУАЗРИ (подражание китайским росписям со сценками из китайской жизни) с раскрашиванием ровным бордово-кирпичным колером ручек, хватов у крышек, носиков у чайников и обводом краёв предметов посуды. При этом формы использовались либо (в основном) старые "кузнецовские", либо изначально "старые" формы чуть видоизменяли при помощи "новых" форм ручек и хватов крышек.
Также в период НовГубФарфора (клеймо "НГФ" ставилось в 1923-1926-м годах) выпускалась посуда с основной росписью деколью, и дополнительным декором в виде однотонных кантов с трафаретным узором позолотой. Цветовая гамма была, в основном, трёх колеров: голубого (синего), зелёного и разных оттенков малинового. В галерее ниже представлены предметы и общий вид одного из сервизов подобной росписи.
Ещё одна разновидность подобной росписи: цветочная деколь на крытье в медальонах. В качестве крытья использовались, в основном, всё те же упомянутые выше колеры: голубой (синий), зелёный и малиновый.
А вот чашечка-бочонок с "мейсеновской" ручкой, как на предметах сервиза ШИНУАЗРИ (вторая галерея сверху). Но с цветочной деколью, малиновыми кантами и золотым трафаретным узором.
Период НовГубФарфора, пожалуй, является наиболее интересным для всех фабрик бывшего "Т-ва И.Е. Кузнецова" в межвоенное время. Возможно и потому, что в те годы заведовал художественной частью Новгубфарфора выдающийся художник-график Сергей Васильевич Чехонин (1878-1936). Сейчас не только посуда, расписанная самим Чехониным, но также и посуда, расписанная по его рисункам, считается музейной ценностью. Случайно на интернет-барахолках вы подобные предметы вряд ли встретите. Но хоть посмотрим, правда?
Ещё один вид модной в те годы (период раннего НЭПа в РСФСР) росписи: деколь в виде пасторальной сценки в "окнах" (по-другому, в резервах, медальонах) на крытье с позолотой.
Естественно, и "кузнецовское" наследие не забывали, практически копируя "кузнецовскую" роспись на "кузнецовских" же формах практически без изменений (или с совершенно незначительными изменениями). Смотрим.
С волховской фабрикой в этот период сотрудничают такие признанные мастера, выдающиеся художники, как Кустодиев и Данько. Статуэтка "Гармонист" создана то ли по рисунку, то ли непосредственно по форме Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Какие-то дополнительные комментарии к фото давать не буду - статуэтка говорит сама за себя.
А вот статуэтки Натальи Яковлевны Данько (1892-1942), которые выпускались в то время на предприятии...
С 1927-го года после очередной реорганизации на всех трёх фабриках бывшего "Т-ва И.Е. Кузнецова" меняется клеймо. Теперь оно в виде серпа и молота с названием каждой конкретной фабрики в надписи по кругу. Вот так оно выглядит применительно к "Коминтерну".
Основная тенденция в фарфоровом деле в этот период - направленность на массовый выпуск посуды. А это значит, что эстетическая составляющая с этого времени перестала считаться главный критерием.
Но в этот эпохальный и тяжёлый для страны период перехода к индустриализации на "Коминтерне" выпускается также и на удивление яркая в декоре посуда. Смотрим галерею ниже...
Клеймо 1930-х годов ассоциируется с клеймом "НКМП", которое ставилось после очередной реорганизации, когда все фарфоровые фабрики в РСФСР переподчинили созданной в августе 1934-го года структуре под названием Народный Комиссариат местной промышленности (сокращённо - НКМП). Посуда фабрики "Коминтерн" тех лет выглядела так...
На все три предприятия бывшего "Т-ва И.Е. Кузнецова" поступали и заказы от т.н. ныне "силовых структур". Причём, заметно разделение заказов. Так, например, "Пролетарий" производил посуду для войск ГПУ-НКВД, "Красный фарфорист" - для армии (РККА), а "Коминтерну" шли заказы как от армии, так и от флота. Интересно, что стандарт подобной посуды (как по дизайну, так и по форме) разрабатывался не на фабриках, а "спускался" из центральных структур. Поэтому тарелки для столовых РККА (или КА) и от "Красного фарфориста", и от "Коминтерна" абсолютно идентичны, различается только клеймо. То же самое можно сказать и о посуде для военного флота: дулёвские тарелки и тарелки "Коминтерна" на Волхове различаются только по клейму.
Но не всё было столь серо и уныло в те годы. Вот примеры наиболее интересной посуды от "Коминтерна" тех лет...
Напомню, что история фабрики "Коминтерн" (бывшей фабрики "На Волхове" Т-ва И.Е. Кузнецова) закончилась в 1941-м году, когда был выполнен приказ Ставки ВГК об эвакуации оборудования и работников промышленных предприятий СССР вглубь страны, а при невозможности эвакуации - уничтожения предприятий вместе с оборудованием. Работая над статьёй я натыкался на форумах и статьях на ничем не подкреплённые слова о том, что оборудование якобы было всё-таки эвакуировано и (или) затем пошло на оснащение двух других новгородских фабрик. Но, судя по тому, что после войны все три фабрики лежали в руинах, а по каким-то старым формам отливали посуду разве что на фабрике в Бронницах, скорее всего ни форм, ни оборудования фабрики "Коминтерн" (бывшей "На Волхове") не сохранилось. Фабрика была взорвана при отступлении Красной Армии, и после войны уже не восстанавливалась (восстанавливать решили близлежащую фабрику в Грузино - т.к. там хоть что-то осталось, а на воссоздание сразу двух фабрик просто сил не хватило).
В целом рассматривая деятельность фабрики под названием "Коминтерн" напрашивается вывод: с точки зрение эстетики в данный период производство на бывшей фабрики "На Волхове" сильно деградировало, гораздо сильнее, чем на двух других фабриках кластера. Если до Революции 1917-го года (хоть Февральскую взять, хоть Октябрьскую - в данном контексте неважно) фабрика "На Волхове" отличалась продукцией отменного качества как с точки зрения фарфоровой массы (из-за привозного сырья), так и с точки зрения эстетики; продукцией, рассчитанной на покупателей среднего класса и выше, продукцией, которая экспортировалась на европейские рынки с их крайне завышенной конкуренцией в этом секторе производства; тогда как в период "Коминтерна" по многих показателям продукция не только не могла конкурировать с европейской, но и уступала как "Пролетарию" (Бронницы), так и "Красному фарфористу" (Грузино, Чудово). И чем дальше, тем явственнее. С чем это связано - непонятно. Скорее всего, тут присутствуют "подводные камни" в виде человеческих отношений, приведших когда-то гремевшее на всю страну предприятие к достаточно плачевному исходу (я не беру тут в расчёт самые трагические месяцы лета-осени 1941-го года).
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал!