Найти тему
Nasledie Digital

Предания и легенды, мифы и сказания. Как они зарождались и передавались древними людьми?

Оглавление

С древнейших времен люди по разному пытались сохранить и передать будущим поколениям информацию.

На протяжении веков люди совершенствовали носители информации. Они рисовали на стенах пещер, писали на папирусе и пергаменте, изобретали бумагу и магнитные ленты. И всегда существовали традиции устной передачи информации.

На заре существавания человечества

Первые древние рассказы эпохи палеолита представляли из себя синкретическое сочетание танцев, пантомимы и звуков, подражающих крикам животных. Всем этим действиям придавался особый сакральный смысл. Убивая в танце воображаемого зверя человек заранее пытался обеспечить себе гарантию успешной охоты. Особым магическим смыслом наделялась и речь. Изреченное слово, называющее тот или иной предмет, как будто выводило его из небытия в человеческий мир.

А после того, как стало понятно, что речь - это еще и бесценный инструмент сохранения опыта, появились сказители. Они собирали информацию и передавали ее новым поколениям в удобной для запоминания форме - в виде песен, легенд, сказок.

Когда возникли первые мифы и сказания

Первым ученым, предположившим, что древнейшие мифологические сюжеты возникли не 300 - 500 лет назад, как было принято считать, а в эпоху палеолита, был Борис Рыбаков. Однако в то время это утверждение не нашло поддержки ученого сообщества. Более того, многие посмеялись над нетривиальными идеями ученого.

Борис Рыбаков
Борис Рыбаков

Однако позже советский и русский этнограф, антрополог и археолог, Юрий Березкин, смог доказать, что некоторые мифологические сюжеты действительно возникли десятки тысяч лет назад. Этот исследователь создал базу, в которую вошли более 50 тысяч различных мифов. Изучая и систематизируя их, Березкин обнаружил цепочки локаций, в которых обнаруживался один и тот же сюжет. Удивительным образом эти связанные повторяющимися мифами места соответствовали маршрутам расселения древнего человека.

Юрий Березкин
Юрий Березкин

Сопоставляя различные мотивы с миграциями первобытных людей ученый смог определить самые древние сюжеты, дошедшие до наших дней. При этом ученый подчеркивает, что речь идет не о том, что рассказ в первоначальном виде сохраняется десятки тысяч лет. Но основные элементы, сюжеты, которые используются в различных преданиях и мифах, могут иметь весьма почтенный возраст. И вот как ученый объясняет такую долговечность подобных сюжетов:

Миф как целое, как сложный сюжет не сохраняется долго. Речь может идти о столетиях, но никак не о тысячах лет. Стабильны не сложные повествования, а своего рода кирпичики, блоки, из которых состоят тексты и которые я условно называю мотивами. Рассказчики текстов о существовании подобных кирпичиков не задумываются, они лишь стараются повторять сказанное их предшественниками. Именно поэтому эпизоды и образы, которые использованы в повествованиях, не служат объектом рефлексии и могут воспроизводиться неограниченно долго. Сочетания элементов и их значения меняются, но сами элементы стабильны.

Березкин выделяет несколько мифологических сюжетов, которые. по его мнению, возникли еще на заре существования человечества.

Миф о происхождении смерти

Сюжет о том, что такое смерть и почему она возникает, основан на вере в бессмертие змей.  Наши далекие предки верили, что, сбрасывая кожу, змея молодеет и возвращается к началу жизни. По легенде, люди тоже владели раньше этим даром обновления, однако позже утратили эту способность.

-4

Этот сюжет встречается и в мифах народов Африки, и в Месопотамии, повторяясь в легендах о Гильгамеше. Позже этот мотив, видоизменившись, попадает в финикийские и древнегреческие мифы. Видимо оттуда, почти совсем потеряв связь с изначальным сюжетом, миф был воспринят западно-европейской культурой.

Примером такого трансформировавшегося, но, тем не менее, сохранившего связь с первоначальным значением, сюжета может являться старая неаполитанская сказка. В ней рассказывается о старухе, которая заплатила золотые дукаты цирюльнику и попросила его срезать с нее кожу живьем, чтобы омолодиться.

Еще один древнейший сюжет, описывающий представления древних людей о жизни и смерти - это рассказ о бессмертной Луне, которая умирает, но вновь возрождается. Согласно легенде, именно Луна виновата в том, что человек стал смертным. Этот древнейший сюжет не был воспринят в континентальной Европе, распространившись только по Африке, Индии, Австралии и Южной Америке.

-5

Сюжет о мировом древе

Еще одним древнейшим мотивом является космогонический сюжет о мировом древе. Этому образу посвятил многие свои труды лингвист, индиолог и культуролог, Владимир Топоров. Согласно его теории представление о вселенной, как о мировом древе является универсальным для всех культур. Ученый напоминает, что мотив мирового древа встречается и у древних инков, и в Древнем Египте, и на африканском континенте. В скандинавской мифологии "Эдда" подробно описывается волшебное дерево Иггдрасиль. 

волшебное дерево Иггдрасиль глазами современных художников
волшебное дерево Иггдрасиль глазами современных художников

Существует мировое древо и в славянской мифологии в виде дуба, растущего на острове Буяне.

О сотворении мира и людей

Этот сюжет тоже является универсальным, правда сильно отличается в деталях. Однако есть и некие общие моменты, которые объединяют все эти легенды. Так, люди были созданы некими высшими существами, или богами, или тотемными покровителями. Во-вторых, при сотворении мира и людей всегда происходит трансформация от хаоса к порядку. Люди обычно возникают из некоего бесформенного первобытного состояния - из воды, из глины, из песка.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.
Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.

Часто мир до сотворения всего живого представляется как океан, тьма, где нет ни неба, ни земли.Так, в скандинавской мифологии говорится, что сначала была пустота Гинунгагап. В древнегреческих мифах мир появился из Хаоса. В Древнем Египте считали, что мир возник из Нину - первичного океана.

Нередко в космогонических сюжетах присутствует яйцо. Так , в славянской мифологии есть такой сюжет, описывающий возникновение мира. Сначала не было ничего, кроме моря. Потом над морем пролетела утка и снесла яйцо. Яйцо раскололось, и нижняя его часть стала землей, а верхняя - небесным сводом.

Предания, сохранившие значение до наших дней

Когда мы рассуждаем об устных преданиях, мы в основном употребляем прошедшее время. Однако и в наши дни сохранились сказания, которые до сих пор имеют огромное  значение для народов, которые передают эти истории от поколения к поколению. Поговорим о них подробнее.

Шежере

Этот устный народный эпос сложно однозначно отнести к какому-то определенному жанру. Ведь это и легенды о героях,и рассказы о сражениях древности, и вполне бытовые зарисовки. Но главное - шежере - это устная родословная, в которой перечисляются предки того или иного рода. В основном такой эпос распространен среди тюркских народов, в основном в Башкирии.

Башкирское шежере
Башкирское шежере

Некоторым шежене - более тысячи лет. Однако во времена Советского Союза шежере последовательно уничтожались, так что до наших дней дошли около 150 башкирских шежере. Однако в последние годы эта устная традиция активно возрождается. В Башкортостане был даже учрежден праздник "Шежере-байрам", во время которого старшее поколение передает свои знания, опыт и мудрость младшему поколению.

Якутский эпос олонхо

Этот эпос - древнейшее искусство якутов. Он входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО вопреки тому, что Россия не ратифицировала конвенцию ООН об охране нематериального культурного наследия.

Герои якутского эпоса
Герои якутского эпоса

А значит наша страна, по идее, не может включать в список обычаи и традиции народов, населяющих нашу страну. Тем не менее, после продолжительной исследовательской работы ученых со всего мира, эпос олонхо в 2005 году был включен в список наряду с другими культурологическими сокровищами. Эпосу был присвоен статус "Шедевр устного нематериального культурного наследия человечества". Но чем же эти сказания так хороши?

Многие исследователи сравнивают якутские сказания с  древнегреческой мифологией и называют "северной Илиадой". Действительно, эпос поражает своей масштабностью и поэтичностью. Правда или нет, но сами якуты утверждают, что некоторые песни сказители - олонхосуты могут исполнять без перерыва семь дней и семь ночей. К слову, раньше такие сказители были в каждом селении, а сегодня эта профессия почти утрачена. Однако сейчас традиции восстанавливают, так что эпос снова начинает жить и развиваться

Устная история в современном мире

Устная история, рассказанная человеком через призму его восприятия мира - всегда уникальна и драгоценна. Это понимают ученые, которые в начале XX века выделили устную историю в самостоятельную научную дисциплину. А в наши дни интерес не к государственной, "большой" истории, а к восприятию исторических событий отдельным обычным человеком только возрастает. Так что думать. что устные сказания, предания, истории, передающиеся от поколения к поколению ушли в прошлое - как минимум преждевременно.

-10

Вероятно, ценность такого интерпретирующего человеческого рассказа будут осознавать и наши потомки. Ведь и мы больше ценим в истории не сухие факты, карты и схемы, а свидетельства очевидцев.

▶️Вы можете сделать своим внукам и правнукам бесценный подарок, рассказав им о своей жизни, об окружающей нас действительности, обо всем, что кажется нам сегодня ординарным и тривиальным. Вы можете сохранить свой рассказ в Цифровой капсуле времени и не волноваться о том, что ваша история может не дойти до потомков. Без сомнения, будущие поколения будут благодарны узнать о прошлом, наполненном живыми подробностями и человеческими эмоциями. К тому же, это поможет им лучше понять себя и предостережет их от ошибок, которые порой совершаем мы.

Узнайте больше об этом - посмотрите бесплатный вебинар ЗДЕСЬ!

✅Наш сайт NASLEDIE.DIGITAL