С древнейших времен люди по разному пытались сохранить и передать будущим поколениям информацию.
На протяжении веков люди совершенствовали носители информации. Они рисовали на стенах пещер, писали на папирусе и пергаменте, изобретали бумагу и магнитные ленты. И всегда существовали традиции устной передачи информации.
На заре существавания человечества
Первые древние рассказы эпохи палеолита представляли из себя синкретическое сочетание танцев, пантомимы и звуков, подражающих крикам животных. Всем этим действиям придавался особый сакральный смысл. Убивая в танце воображаемого зверя человек заранее пытался обеспечить себе гарантию успешной охоты. Особым магическим смыслом наделялась и речь. Изреченное слово, называющее тот или иной предмет, как будто выводило его из небытия в человеческий мир.
А после того, как стало понятно, что речь - это еще и бесценный инструмент сохранения опыта, появились сказители. Они собирали информацию и передавали ее новым поколениям в удобной для запоминания форме - в виде песен, легенд, сказок.
Когда возникли первые мифы и сказания
Первым ученым, предположившим, что древнейшие мифологические сюжеты возникли не 300 - 500 лет назад, как было принято считать, а в эпоху палеолита, был Борис Рыбаков. Однако в то время это утверждение не нашло поддержки ученого сообщества. Более того, многие посмеялись над нетривиальными идеями ученого.
Однако позже советский и русский этнограф, антрополог и археолог, Юрий Березкин, смог доказать, что некоторые мифологические сюжеты действительно возникли десятки тысяч лет назад. Этот исследователь создал базу, в которую вошли более 50 тысяч различных мифов. Изучая и систематизируя их, Березкин обнаружил цепочки локаций, в которых обнаруживался один и тот же сюжет. Удивительным образом эти связанные повторяющимися мифами места соответствовали маршрутам расселения древнего человека.
Сопоставляя различные мотивы с миграциями первобытных людей ученый смог определить самые древние сюжеты, дошедшие до наших дней. При этом ученый подчеркивает, что речь идет не о том, что рассказ в первоначальном виде сохраняется десятки тысяч лет. Но основные элементы, сюжеты, которые используются в различных преданиях и мифах, могут иметь весьма почтенный возраст. И вот как ученый объясняет такую долговечность подобных сюжетов:
Миф как целое, как сложный сюжет не сохраняется долго. Речь может идти о столетиях, но никак не о тысячах лет. Стабильны не сложные повествования, а своего рода кирпичики, блоки, из которых состоят тексты и которые я условно называю мотивами. Рассказчики текстов о существовании подобных кирпичиков не задумываются, они лишь стараются повторять сказанное их предшественниками. Именно поэтому эпизоды и образы, которые использованы в повествованиях, не служат объектом рефлексии и могут воспроизводиться неограниченно долго. Сочетания элементов и их значения меняются, но сами элементы стабильны.
Березкин выделяет несколько мифологических сюжетов, которые. по его мнению, возникли еще на заре существования человечества.
Миф о происхождении смерти
Сюжет о том, что такое смерть и почему она возникает, основан на вере в бессмертие змей. Наши далекие предки верили, что, сбрасывая кожу, змея молодеет и возвращается к началу жизни. По легенде, люди тоже владели раньше этим даром обновления, однако позже утратили эту способность.
Этот сюжет встречается и в мифах народов Африки, и в Месопотамии, повторяясь в легендах о Гильгамеше. Позже этот мотив, видоизменившись, попадает в финикийские и древнегреческие мифы. Видимо оттуда, почти совсем потеряв связь с изначальным сюжетом, миф был воспринят западно-европейской культурой.
Примером такого трансформировавшегося, но, тем не менее, сохранившего связь с первоначальным значением, сюжета может являться старая неаполитанская сказка. В ней рассказывается о старухе, которая заплатила золотые дукаты цирюльнику и попросила его срезать с нее кожу живьем, чтобы омолодиться.
Еще один древнейший сюжет, описывающий представления древних людей о жизни и смерти - это рассказ о бессмертной Луне, которая умирает, но вновь возрождается. Согласно легенде, именно Луна виновата в том, что человек стал смертным. Этот древнейший сюжет не был воспринят в континентальной Европе, распространившись только по Африке, Индии, Австралии и Южной Америке.
Сюжет о мировом древе
Еще одним древнейшим мотивом является космогонический сюжет о мировом древе. Этому образу посвятил многие свои труды лингвист, индиолог и культуролог, Владимир Топоров. Согласно его теории представление о вселенной, как о мировом древе является универсальным для всех культур. Ученый напоминает, что мотив мирового древа встречается и у древних инков, и в Древнем Египте, и на африканском континенте. В скандинавской мифологии "Эдда" подробно описывается волшебное дерево Иггдрасиль.
Существует мировое древо и в славянской мифологии в виде дуба, растущего на острове Буяне.
О сотворении мира и людей
Этот сюжет тоже является универсальным, правда сильно отличается в деталях. Однако есть и некие общие моменты, которые объединяют все эти легенды. Так, люди были созданы некими высшими существами, или богами, или тотемными покровителями. Во-вторых, при сотворении мира и людей всегда происходит трансформация от хаоса к порядку. Люди обычно возникают из некоего бесформенного первобытного состояния - из воды, из глины, из песка.
Часто мир до сотворения всего живого представляется как океан, тьма, где нет ни неба, ни земли.Так, в скандинавской мифологии говорится, что сначала была пустота Гинунгагап. В древнегреческих мифах мир появился из Хаоса. В Древнем Египте считали, что мир возник из Нину - первичного океана.
Нередко в космогонических сюжетах присутствует яйцо. Так , в славянской мифологии есть такой сюжет, описывающий возникновение мира. Сначала не было ничего, кроме моря. Потом над морем пролетела утка и снесла яйцо. Яйцо раскололось, и нижняя его часть стала землей, а верхняя - небесным сводом.
Предания, сохранившие значение до наших дней
Когда мы рассуждаем об устных преданиях, мы в основном употребляем прошедшее время. Однако и в наши дни сохранились сказания, которые до сих пор имеют огромное значение для народов, которые передают эти истории от поколения к поколению. Поговорим о них подробнее.
Шежере
Этот устный народный эпос сложно однозначно отнести к какому-то определенному жанру. Ведь это и легенды о героях,и рассказы о сражениях древности, и вполне бытовые зарисовки. Но главное - шежере - это устная родословная, в которой перечисляются предки того или иного рода. В основном такой эпос распространен среди тюркских народов, в основном в Башкирии.
Некоторым шежене - более тысячи лет. Однако во времена Советского Союза шежере последовательно уничтожались, так что до наших дней дошли около 150 башкирских шежере. Однако в последние годы эта устная традиция активно возрождается. В Башкортостане был даже учрежден праздник "Шежере-байрам", во время которого старшее поколение передает свои знания, опыт и мудрость младшему поколению.
Якутский эпос олонхо
Этот эпос - древнейшее искусство якутов. Он входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО вопреки тому, что Россия не ратифицировала конвенцию ООН об охране нематериального культурного наследия.
А значит наша страна, по идее, не может включать в список обычаи и традиции народов, населяющих нашу страну. Тем не менее, после продолжительной исследовательской работы ученых со всего мира, эпос олонхо в 2005 году был включен в список наряду с другими культурологическими сокровищами. Эпосу был присвоен статус "Шедевр устного нематериального культурного наследия человечества". Но чем же эти сказания так хороши?
Многие исследователи сравнивают якутские сказания с древнегреческой мифологией и называют "северной Илиадой". Действительно, эпос поражает своей масштабностью и поэтичностью. Правда или нет, но сами якуты утверждают, что некоторые песни сказители - олонхосуты могут исполнять без перерыва семь дней и семь ночей. К слову, раньше такие сказители были в каждом селении, а сегодня эта профессия почти утрачена. Однако сейчас традиции восстанавливают, так что эпос снова начинает жить и развиваться
Устная история в современном мире
Устная история, рассказанная человеком через призму его восприятия мира - всегда уникальна и драгоценна. Это понимают ученые, которые в начале XX века выделили устную историю в самостоятельную научную дисциплину. А в наши дни интерес не к государственной, "большой" истории, а к восприятию исторических событий отдельным обычным человеком только возрастает. Так что думать. что устные сказания, предания, истории, передающиеся от поколения к поколению ушли в прошлое - как минимум преждевременно.
Вероятно, ценность такого интерпретирующего человеческого рассказа будут осознавать и наши потомки. Ведь и мы больше ценим в истории не сухие факты, карты и схемы, а свидетельства очевидцев.
▶️Вы можете сделать своим внукам и правнукам бесценный подарок, рассказав им о своей жизни, об окружающей нас действительности, обо всем, что кажется нам сегодня ординарным и тривиальным. Вы можете сохранить свой рассказ в Цифровой капсуле времени и не волноваться о том, что ваша история может не дойти до потомков. Без сомнения, будущие поколения будут благодарны узнать о прошлом, наполненном живыми подробностями и человеческими эмоциями. К тому же, это поможет им лучше понять себя и предостережет их от ошибок, которые порой совершаем мы.
Узнайте больше об этом - посмотрите бесплатный вебинар ЗДЕСЬ!
✅Наш сайт NASLEDIE.DIGITAL