🉑 1. Упражнения Цигун с расслаблением и успокоением способны привести кору головного мозга в особое защитное состояние торможения и задействовать её врожденную функцию по регуляции и восстановлению внутренних органов.
🉑 2. Посредством регуляции дыхания Цигун гармонизирует функционирование вегетативной нервной системы, что позволяет излечивать заболевания, вызванные её расстройством - гипертонию, нейроциркуляторную дистонию, язву желудка и пр. При дыхательных упражнениях, использующих поднятие, опускание, раскрытие и закрытие (вообще, считается, что Ци имеет четыре направления движения вверх и вниз - по каналам, наружу и внутрь - через Даньтянь) возможно нормализовать эндокринную секрецию, уменьшить количество холестерина и излечить сердечно-сосудистые заболевания.
🉑 3. Посредством регулирования деятельности мозга и дыхания Цигун может воздействовать на очаги патологических рефлексов с целью излечения различных хронических заболеваний, среди которых - заболевания сердца, печени, лёгких, селезёнки, нервов, а также рак.
🉑 4. Благодаря двойственной природе движения и покоя, упражнения Цигун могут способствовать увеличению выделения желчи и таким образом улучшать функцию пищеварения.
Общим принципом является усиление потока внутренней жизненной энергии Ци при помощи упражнений Цигун. Когда врожденная Ци человека достаточна, он будет защищен от поражения внешними болезнетворными факторами. Достаточная Ци и размеренное кровообращение способны регулировать соотношение Инь и Ян в организме человека, а также усиливать и прочищать поток основной Ци. Как гласят пословицы:
"Инь - это то, что прекрасно хранит основу жизненной энергии, а Ян - это то, что охраняет от приходящих снаружи опасностей и защищает тело". "Достаток Инь ведёт к образованию Ян, достаток Ян ведёт к подкреплению Инь". "Когда Ян и Инь уравновешены, сухожилия и сосуды гармоничны; структура костей прочна, а кровь и жизненная энергия свободно циркулируют".
Когда ум после нескольких упражнений Цигун успокоен, не только исчезают все волнения, но и возникает ощущение покоя и комфорта.
Успокоенный ум является первым условием обеспечения правильного потока внутренней #Ци. Это чувство покоя вызывается состоянием глубокого торможения коры головного мозга. Деятельность нейронов коры головного мозга тормозится, что позволяет регулировать деятельность центральной нервной системы и осуществлять лечение.
ЭЭГ обычного бодрствующего человека фиксирует много высокочастотных слабо негативных волн с малой синхронизацией. Но ЭЭГ человека, хорошо владеющего #Цигун, содержит много позитивных низкочастотных волн, которые синхронны и имеют амплитуду в три разу большую, чем волны обычного человека. Это показывает, что упражнения Цигун способствуют организации электрической активности клеток коры головного мозга и, таким образом, усиливают его функционирование.
Нет ничего мистического в достижении успокоения ума. Этого способно достигнуть большинство людей.
Не менее интересен взгляд на интересующий нас вопрос у врачевателей Тибета. Основные взгляды врачебной науки Тибета гласят, что как благосостояние человеческого организма, так и расстройство его находится в зависимости от трёх основных причин, которые, в свою очередь, связаны со степенью физического и умственного развития человека:
🉑 1. от неумения пользоваться своими страстями;
🉑 2. от отсутствия истинной доброты;
🉑 3. от нашего незнания вообще и нашего незнакомства с врачебной наукой в частности.
От первой причины - неумения пользоваться своими страстями - возникают расстройства питания органов, тканей и частиц, поддерживающих равновесие жизненной теплоты в организме (т.е. нервной и мышечной систем). Врачи Тибета, изучив большое количество патологических состояний организма, пришли к заключению, что в организме совершается только два основных процесса: усиление или ослабление прирождённой энергии жизненной теплоты.
От второй причины - отсутствия истинной доброты - возникают расстройства питания кровеносной системы с сердцем и печенью во главе. Истинная доброта есть проявление гармонии физического и умственного развития. Все внешние впечатления, получаемые человеком, воспринимаются различно по степени физического и умственного развития субъекта. Люди, у которых вполне гармонично физическое и умственное развитие, способны моментально критически отнестись к внешним впечатлениям даже самого потрясающего свойства, и эти впечатления уже не нарушают восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха (основные термины врачебной науки Тибета), поэтому и не вызывают энергичной деятельности сердца и кровеносных сосудов и не удручают желчетворительной способности печени - первоисточника энергетического проявления деятельности центральной нервной системы. Люди, у которых нет полной гармонии между физическим и умственным развитием, от таких же потрясающих впечатлений теряются и не способны отнестись к ним критически, чем и вызывают в себе различные расстройства питания (болезни), преимущественно кровеносной системы.
От третьей причины возникают расстройства питания слизистых и эпителиальных покровов. Эти расстройства питания происходят от частного или общего охлаждения организма вследствие неприспособленности организма к разнице температур, ветрам, дождю, то есть к суровым климатическим условиям и, наконец, к помещению, одежде, пище и питью разных температур.
Как видно из всего вышеперечисленного, наиболее оптимальным способом устранения причин возникновения болезней может стать применение Цигун-терапии.
Ещё одна важная особенность, подмеченная врачами Тибета: физическое и умственное развитие человека во многом зависит от образа жизни. Развитие ума в ущерб телу и наоборот всегда ведёт к тем ненормальным явлениям, которые принято называть безнравственными. Врачебная наука Тибета учит, что расстройства питания организма, т.е. всевозможные болезни, порой трудноизлечимые, возникают у лиц, ведущих предосудительный образ жизни: у лжецов, клеветников, воров, убийц, завистников, гордецов, честолюбцев, сребролюбцев, обжор и пьяниц, распутников и пр. Все они - плоды расстроенного питания организма и, в свою очередь, способствуют дальнейшему расстройству питания до степени неизлечимости, если не оставят своих пороков.
Проводя анализ работ врачей Тибета, описывающих необходимость совершенствования своего тела, разума, внутреннего и окружающего мира, напрашивается вывод: всё это возможно сделать, используя Цигун-терапию. Конечно, сам по себе Цигун - не панацея от всех бед и несчастий. Это всего лишь хорошая помощь и поддержка на пути развития и совершенствования Человеческого существа.