Во второй статье из «Музея Железных Дорог России» в Санкт-Петербурге мы поговорим про ещё один танк-паровоз.
Напомню, что в прошлый раз речь шла о танк-паровозе Ь 2023 типа 62. Статью можете найти по ссылке ниже:
Сегодня же я расскажу про гораздо более редкий танк-паровоз серии ТТ с уникальной историей. Надеюсь, вам будет интересно.
Официально он называется Танк-паровоз ТТ 1770, но не всё так просто с индексом.
Буквы ТТ расшифровывались как «Трофейный Трёхпарный» (другая версия говорит, что расшифровывалось как «Трофейный, аналогичный серии Т»). Как вы уже поняли, он построен не в России, а в на заводе Юнга в Германии в 1913 году.
Изначально это был тип Т9.3 Прусских королевских железных дорог (эти паровозы начали строить ещё в 1900 году), а впоследствии превратился в Серию 91 железных дорог Германии.
Так как всю трофейную технику в СССР было принято переназывать в общей стилистике с отечественной техникой, танк-паровозы этого типа стали обозначать Серией ТТ.
В период с 1900-го по 1914-й год для Прусских железных дорог было построено 2054 паровоза (по другим данным 2055).
Их делали по всей Германии, аж на 12 паровозостроительных заводах.
После Первой Мировой Войны примерно четверть паровозов данного типа была отчуждена в качестве контрибуции.
Оставшиеся паровозы перешли под управление железных дорог Германии (не менее 1500 штук), где они эксплуатировались даже после Второй мировой войны.
Их начали массово списывать только в 1950-х годах.
После Второй мировой войны часть паровозов попала в СССР в виде трофеев и в качестве репараций.
Другая часть – ещё в 1939-40 гг. добавилась к СССР в результате присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины. Там паровозы Серии 91 были известны как Серия Тки3.
Интересно, что все трёхосные (или «трёхпарные», как их называли) паровозы российских (а потом и советских) железных дорог с колёсными формулами 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 в 1912 году были объединены в единую Серию Т.
Так как это были обычный пассажирские и товарные паровозы, а немецкий представлял собой танк-паровоз, его решено было выделить в отдельную Серию ТТ.
На железных дорогах Советского Союза эти паровозы использовались на маневровой работе и на подъездных путях промышленных предприятий.
Его осевая формула была 1-3-0. Конструкционная скорость – 65 км/ч. Запас угля 2,8 тонны, воды – 7 кубических метров.
И так как это танк-паровоз (то есть уголь и вода хранились в специальных ёмкостях на самом паровозе), ему не нужен был отдельный вагон-тендер, что значительно облегчало выполнение маневровых работ.
Выставленный в музее паровоз ТТ 1770 был произведён в 1913 году. Он попал к нам в страну во время войны в качестве трофея.
Потом его следы теряются, но в 1991 году уникальный паровоз был доставлен в Санкт-Петербург из Харькова, где был обнаружен на базе вторчермета.
В 2007 году его отправили в Ржев в цех дорожного экспериментального завода. Через два года восстановление было завершено, после чего ТТ 1770 вернулся в Санкт-Петербург.
Он стал своеобразным подарком Музея ОЖД для железнодорожников и посетителей к 170-летию отечественных железных дорог, и занял своё место в уличной экспозиции музея.
После реконструкции «Музея Железных Дорог России» его переместили под крышу в тёплое и уютное место, чтобы сохранить как можно на более долгий срок.