От пожилых мастеров кинорежиссуры ждёшь философских откровений (как у Ридли Скотта), ироничных переосмыслений всего жанра, в котором они привыкли работать (как у Уэса Крайвена), или, на худой конец, стариковской меланхолии (как у Чаплина). Но Дарио Ардженто, после длинной череды «никаких» ужастиков, прервал 10 летнее молчание лишь для того, чтобы продемонстрировать — он ничуть не изменился. И снял ровно такой же «никакой» новый фильм.
Начать с того, что из долгого творческого перерыва Ардженто вышел, чтобы поставить сценарий, который «в ящике» провалялся 20 лет. И понятно, почему провалялся — Ардженто-сценарист в соавторстве с Франко Феррини написали что-то маловнятное, малосвязанное и чудовищно неоригинальное. Их сюжет укладывается в короткое предложение «за продажной женщиной гонится маньяк, в результате чего она слепнет, а он продолжает за ней гоняться». И в этом не было ничего страшного, наполни авторы эти сюжетные меха вкусным «вином» из остроумных диалогов, неожиданных «твистов» или хотя бы постмодернистских киноцитат. Но нет! Ничего подобного в «Чёрных очках» вы не обнаружите.
Сценарий, а за ним и весь фильм в целом, будто снят бездарным поклонником классического творчества Ардженто, который вдохновился фильмами 80-х и повторил сварганить на скорую руку нечто подобное. Вооружился при этом дешёвенькой цифровой камерой и актёрами-любителями. В итоге цифровая природа фильма режет глаз, плохо сбалансированная электронная музыка (весьма, кстати, неплохая) звучит невпопад, никак не поддерживая происходящее на экране, а главная «звезда» фильма страстно кривляется и нелепо жестикулирует все полтора часа своего пребывания в кадре.
Удивительно, но Илениа Пасторелли, исполнившая центральную роль, вовсе не дебютантка, охмурившая престарелого маэстро, и тем самым получившая роль. В её фильмографии «Чёрные очки» — уже 10 полнометражный фильм. И это позволяет обвинить Ардженто в актёрской неудаче: сам режиссёр не сумел так поработать с актрисой, чтобы в кадре она выглядела хотя бы естественно.
Впрочем, актёрские работы никогда не были сильной стороной ужастиков Ардженто. Главное, чем они пленяли, было умение режиссёра выстроить пышный, насыщенный красками кадр, все сцены, даже самые кровавые, сделать подобием баррочной живописи и зрителя погрузить в густую атмосферу ночного кошмара. И вот в плане живописности и натуралистичного насилия в «Чёрных очках» полный порядок. Ало-красная жидкость фонтанирует на фоне зелёной листвы, солнцезащитные очки чернеют рядом с пылающими губами героини, а белый фургон маньяка разрезает черноту итальянской ночи. Атмосферу это, правда, не создает — мешает та самая «цифра», превращающая цветовые и композиционные изыски в холодный телерепортаж.
Подытоживая, можно сказать, что «Чёрные очки» — фильм откровенно плохой. Но он из тех плохих фильмов, которые настолько плохи, что даже уже хороши. Самые страстные поклонники Дарио Ардженто, возможно, получат что-то похожее на наслаждение. Всем прочим лучше ещё раз пересмотреть «Суспирию», так и непревзойдённый самим Ардженто шедевр.