Однажды, много лет назад, восемнадцатилетняя счастливая девочка в один миг стала заложницей злого рока: погиб ее любимый муж, а она осталась один на один со своей бедой в чужом городе, без знакомых и денег, на втором месяце беременности...
Конечно, ребенка они хотели и ждали, особенно муж. А теперь Валя целыми сутками рыдала в подушку. Образования нет - только-только в медучилище поступила, друзья и родственники далеко, за съемную квартиру платить надо... А тут еще пожилая соседка на ухо прошипела: «Какие дети? Ты сама еще ребенок! Не губи свою жизнь. Иди вон, к моей знакомой медсестре обратись, недорого возьмет». И ничего не соображающая, ошалевшая от горя молодая женщина сразу после похорон мужа набрала рекомендованный номер телефона.
Ошибка юности
Сделав ненавистное дело. Валя вернулась в квартиру, села и, осознав, что натворила, начала выть что есть силы. Слезы не давали дышать. Она не могла остановиться от обиды, то ли на себя, то ли на судьбу. Забылась тревожным сном. Утром открыла глаза, вспомнила все, что с ней произошло, и ее охватил ужас: как с этим жить дальше?! На женское счастье Валентина уже и не рассчитывала, решила просто жить, трудясь и замаливая свой грех. Устроилась на работу проводником поездов. В плацкартном вагоне люди разные мотаются, за их историями Валя постаралась и о своем горе забыть, но на детей так и не смогла спокойно смотреть, Часто думала: сейчас бы ему был годик, потом второй, пошел бы в садик. Представляла, кто был бы, мальчик или девочка, и при этих мыслях глотала слезы.
Накатавшись досыта по стране, Валя вернулась в свой родной город. Ей вдруг захотелось остановиться на месте, навсегда - хватит, набегалась. Тем более было где; от родственников осталась квартира. Валя жила, как многие ее земляки, небогато, работала, училище медицинское, которое когда-то бросила, сейчас сумела закончить. Работала, о счастливом будущем не мечтала. Но как-то раз в ее дверь позвонили. На пороге стоял приветливый мужчина лет сорока - ее новый сосед по лестничной площадке. Попросил молоток Слово за слово - разговорились. У Владимира тоже судьба была несладкая: недавно овдовел, но сын уже взрослый, нянчиться с ним не пришлось. Вот и стал Вова захаживать к молоденькой соседке: то розетки починить, то лампочки поменять, а заодно чашечку чая выпить, поговорить. Конечно, в силу опыта одинокой женщины Валя и сама это все умела, но так приятно, когда в доме мужские руки! Володя ее околдовал - от него пахло мужчиной, он поступал как мужчина, и казалось, ее душевная рана стала потихоньку затягиваться. Соседки завистливо поглядывали на эту сладкую парочку, в сплетнях их уже не раз поженили. Наверное, людская молва не бывает напрасной.
Долгожданное счастье
Как-то само собой они стали жить вместе, расписались. Валентина очень переживала, смогут ли они иметь общих детей, боялась сказать Владимиру об ошибке в молодости. Она молила Бога еще об одном шансе, и ее молитвы были услышаны. У счастливых супругов родилась дочка Танюша. Нарадоваться на нее родители не могли, особенно мать. Валя благодарила Господа за это чудо, наглядеться не могла на свою малышку, целовала-обнимала ее. Смотрела за каждым ее шажочком, тряслась над каждой царапиной. Не успеет Танечка что-то попросить - мамочка уже все сделала, все принесла. Любое желание дочурки предугадать спешила.
С Владимиром шло не все так гладко. Он был заботлив, но уже не только по отношению к своей семье. О других женщинах тоже не забывал. В хлопотах о дочери Валя не сразу разглядела, что замуж вышла за бабского угодника. Валя о его похождениях знала: ночные телефонные звонки, задержки с работы, соседские сплетни не давали ей жить спокойно. Но на измены мужа она закрывала глаза: Танечке нужен отец. Внешне их семья казалась вполне счастливой, да и жить без мужчины в доме Валентина не хотела. Пусть гуляет, но все равно свой, домой полюбому приходит.
Дочь подрастала, переходный возраст давал о себе знать, и начались в семье частые ссоры. Муж приходил с работы уставший, поужинает и закрывается в своей комнате. Смотрел телевизор, читал и просил его не отвлекать, не беспокоить по пустякам. Пустяками для него стали и воспитание дочери, и ее несносный характер. Он доверял своей жене разбираться с этими проблемами. А Валя радовалась, что муж дома, с ней и дочкой. Здоровье уже не позволяло Владимиру гулять направо-налево, но и Вале внимания он особо не уделял. А она терпела и прощала. Ведь он подарил ей доченьку, такую любимую! Это главное, остальное перемелется. А доченька тем временем маму не баловала хорошим поведением, все чаще стала уходить из дома, появились непонятные друзья-подруги, в школе - одни жалобы, матери с легкостью могла грубое слово отвесить. Но Валентина все терпела: винила во всем переходный возраст и надеялась, что скоро все наладится. Баловала дочку, все, что ни попросит - все ей, все для нее. Зарплата медсестры в больнице небольшая, да и муж уже захотел на пенсию - устал, отгулял свое, - вот Валя и экономила на себе как могла, все для Танюши.
Выросла Танюшка видной невестой: красавица, «упакована» по полной программе. Вот и увез ее столичный принц в свой трехкомнатный дворец сразу после свадьбы. Не успела Валентина пережить расставание с дочерью, как новое расстройство: муж слег с инсультом. Валя молилась о его выздоровлении, держалась из последних сил. Не могла она потерять второго мужа, не может судьба снова ее одну оставить. Таня приехала помочь матери. Но все надежды двух женщин не оправдались: в пять утра Валентину поднял с постели роковой телефонный звонок. А она уже все поняла - раньше, чем сняла трубку... Ее мужа больше нет. Валентина завыла белугой. Свет стал ей не мил. Вывела из депрессии только одна новость: Танечка беременна. У нее будет внучка! Воистину пути Господни неисповедимы: отняв одну жизнь, он дарует другую. Детей Валя особенно любила: может, потому, что однажды по своей глупости отказалась от малыша, а может, сердце у нее просто было доброе и большое.
Мать-кукушка
Внучку Сонечку Валентина полюбила еще сильнее, чем дочь. И, конечно, она была счастлива, когда однажды вечером Танюша появилась на ее пороге с плачущим свертком в одной руке и небольшим чемоданчиком в другой. Отдала Сонечку бабушке на воспитание - самой ей было не до ребенка: нужно устраивать личную жизнь.
Со столичным принцем у Тани не сложилось. Дочкой особо не интересовалась, по телефону с матерью разговаривала коротко. Да Валентина вскоре и перестала беспокоить дочь: пусть ищет свое счастье, а ей с Сонечкой и вдвоем неплохо. Девочка была на нее похожа, как две капли воды, и все принимали Сонечку за ее вторую дочку, ведь Валентине было чуть-чуть за сорок. А тут еще ухажер позабытый нарисовался. Еще при муже Анатолий Васильевич, хирург из ее больницы. Вале прохода не давал: то цветы подарит, то до дома предложит довезти. Валентина мужа любила и на подобные предложения не соглашалась, а цветы больным передаривала. Конечно, жалко: муж-то таких подарков давно не делал, но благоверного своего уважала и лишнего себе не позволяла.
Анатолий прознал про горе Валечки, начал ее на могилку супруга возить, памятник на свои деньги поставил. Валя не отказывалась уже: дочь не помогала, кладбище было за десятки километров от дома, да и ее крошечной зарплаты им с Сонечкой ни на что не хватало. Пришлось своей гордостью поступиться. Анатолий был настойчив. Возле работы караулил каждый вечер, довозил до дома, просил о небольших прогулках на свежем воздухе. А Вале это было все чуждо: раз откажет, раз согласится, чтобы не обижать хорошего человека. Друг, не больше. А Анатолий ее боготворил, на руках был готов носить. Задаривал цветами, подарками и безграничным вниманием.
Подруги и коллеги Валентине завидовали: такой кавалер знатный - уважаемый человек, доктор наук. В общем, мужчина видный. А она, посмотрите-ка, нос воротит!
О маменькином женихе узнала Танюша. Мать не попрекала, а, наоборот, просила присмотреться к мужчине с серьезными намерениями и с такой большой квартирой. Мысль, что мать переедет в хоромы нового мужа и освободит жилплощадь, не давала Тане покоя. Валентине думать об этом было невыносимо: такая долгожданная, любимая дочь жила только корыстными интересами? Где Валя так ошиблась, где не углядела? Перелюбила, что ли, или все же дочери в детстве не хватило строгого мужского воспитания?..
Новая жизнь
И все-таки ради дочери Валентина приняла предложение Анатолия и продала свою старую квартиру - пусть Танюше достается. А Сонечку забрала с собой к новому мужу. Так и жили втроем, и жили неплохо, в любви и согласии.
А Татьяне деньги, вырученные с продажи материнской квартиры, не принесли счастья: она их вложила в строящееся столичное жилье и прогорела. Осталась и без квартиры, и без денег. Личную жизнь тоже, как мечтала, устроить все не получалось: один кавалер оказался женат, со вторым она прожила в гражданском браке два года и сама от него ушла. Может, после стольких мытарств в столице и вернулась бы Татьяна в родной городок, да некуда: материнского-то дома нет больше. А к себе Валентина ее не звала. Дочкой Татьяна не интересовалась, как будто и не было ее вовсе. Какое-то время Валентина звонила ей, хвасталась Сонечкиными успехами, но потом поняла, что попусту тратит время. Долго они с Таней не общались, как вдруг она возникла на материнском пороге - попрощаться. Ее новый жених - из Америки, Татьяна улетает к нему на постоянное место жительство. Уже и документы все оформлены. Валентина грустно посмотрела на дочь - красивую, стройную, загорелую, в дорогих импортных нарядах. Ну что ж - счастья ей на новом месте. Жаль, что ее непутевая дочь все ищет его на стороне и никак не поймет: счастье-то рядом, вот оно - голубоглазая и светловолосая девочка у Валентины на руках, не ребенок, а чудо. А Сонечка крепче обняла Валентину за шею и помахала тете Тане пухлой ручонкой: «Пока-пока!»
Валентина была так благодарна Анатолию за поддержку и тихое семейное счастье, что это чувство со временем переросло в душевную привязанность. Сонечку они воспитывали в любви, но и в строгости: уж очень Валентина не хотела, чтобы она выросла похожей на свою избалованную мать.