Найти тему
Истории PRO жизнь

Восточная сказка

Оглавление

Она мечтала о красивой сказке с прекрасным принцем, который будет носить ее на руках. А получила - тяжелые трудовые будни, многочисленную родню и долгие ночи, проведенные в слезах. Чем закончится эта сказка?..

Источник nastol.com.ua
Источник nastol.com.ua

Подруги ахнули: «С ума сошла! Тебе же придется уехать с ним, а там все другое: другие обычаи, другая вера, отношения...» Но Настя лишь отмахивалась с улыбкой. Главное, Анзур обещал ей большую дружную семью, и Настя готова была ехать за ним хоть на край света.

«Не бойся, чонам»

Настя была симпатичной и милой девушкой. Работала парикмахером в салоне красоты, и ее волосы всегда были безупречными - светлые, пышные, уложенные мягкими локонами. Поклонников у Насти хватало, но выбрала она Анзура. Он выгодно отличался от легкомысленных парней, которые считали, что в молодости нужно успеть погулять, и не торопились связывать себя узами брака. А вот Анзур, напротив, хотел семью и детей. С ним девушка чувствовала себя любимой и защищенной, уверенной в завтрашнем дне. Опасалась она только одного - как ее примут родные Анзура.

- Настя, чонам, ничего не бойся, - говорил он. - Они полюбят тебя.

Настя уже знала, что «чонам» означает «дорогая, любимая». Ей нравились слова любви на незнакомом языке, и она сама повторяла их с удовольствием.

- Анзур, чонам, я ничего не боюсь, пока ты рядом.

Когда тетка узнала о предстоящем замужестве и отъезде Насти, она впервые оттаяла и даже прослезилась, прижав племянницу к груди.

- Детка, не торопись, подумай! Чужая страна, традиции...

Настю растрогала ее забота, но она осталась непреклонной.

- Тетушка, я люблю Анзура, и он любит меня. Мы будем счастливы, не волнуйся.

- В любом случае, помни, что тебе есть куда вернуться. Здесь твой дом.

В новом доме

После регистрации в загсе молодые попрощались с тетей Зоей и отправились на вокзал. Конечно, Настя мечтала о веселой свадьбе и пышном платье, но Анзур объяснил, что праздновать без родных он не может, да и денег лишних нет. Вот уж когда доберутся до дома... Настя смирилась. В конце концов, что такое один день праздника в сравнении с целой жизнью, которая ждет впереди?

Дом, в котором жили многочисленные родственники Анзура, действительно оказался большим и просторным. Пожалуй, это был самый большой дом в кишлаке. Настя слышала, что семья Анзура считается зажиточной, но также знала, что для этого всем членам семьи приходится много работать. Работа ее не пугала, она даже хотела быть полезной и стать своей для родственников мужа, которые встретили ее доброжелательно.

- Чонам, не забудь поклониться маме и всем старшим родственникам, - предупредил ее Анзур заранее. - У нас так принято, потому что ты младшая сноха.

Настя не забыла, знакомилась с членами семьи и каждому отвешивала поклон. К концу церемонии даже спина заболела, зато свекровь явно осталась довольна почтительной невесткой.

В первый день после приезда Настя не сумела даже сосчитать всех родственников и только спустя некоторое время начала их различать. В доме жили два старших брата Анзура с женами и детьми, их младшая сестра Гулча, тетка и дедушка - почтенный старец, который все дни проводил на лавочке у дома. Семейством правила свекровь, чем-то напоминающая Насте собственную тетю - такая же суровая на вид и властная.

Обещанный праздник в честь свадьбы разочаровал Настю. По сути, это и не было праздником. Пришел местный священнослужитель, прочитал над молодоженами положенные молитвы. Затем мужчины удалились праздновать на свою половину, а женщины на свою. Насте было грустно среди новых родственниц, болтающих на непонятном языке. Вроде бы она невеста, главный персонаж застолья, а чувствует себя чужой и даже лишней.

- Не огорчайся по пустякам, чонам, - утешал ее ночью Анзур. - Учи скорее язык, и тебе не будет скучно.

Настя быстро успокоилась в объятиях любимого мужа. Действительно, зачем портить себе настроение из-за ерунды, ведь впереди ее ждет столько хорошего!

Трудовые будни

- Чонам, вставай, мама зовет! - услышала она голос мужа сквозь сон и кое-как разлепила глаза.

За окном было еще темно, Настя села на постели и поежилась от утренней прохлады. Неужели здесь принято вставать в такую рань? Она умылась холодной водой и немного взбодрилась - ничего, к раннему подъему можно привыкнуть.

В доме уже не спали, слышались голоса, звон посуды, из хлева доносилось призывное мычание коровы, в хлеву блеяли овцы. Настя думала, что ей поручат помогать старшей снохе, которая работала на кухне - готовила еду для всей семьи. Но свекровь взяла ее за руку и повела в хлев. Указала на корову и спросила, умеет ли она доить? Настя в ужасе оглянулась - где же Анзур? Муж должен немедленно ее спасти! Но все мужчины уже позавтракали и ушли работать, и Анзур вместе с ними. Пришлось Насте побороть свой страх и покорно присесть на маленькую скамеечку рядом со свекровью. «Глаза боятся, руки делают», - вспомнила девушка поговорку, когда спустя полчаса уже вполне уверенно доила корову.

С этого дня жизнь закрутилась в однообразном утомительном ритме. Каждое утро Настя вставала затемно, доила корову, выгоняла ее на пастбище и только после этого завтракала лепешкой и стаканом парного молока. Потом чистила хлев, таскала навоз для огорода, носила воду из колодца. После обеда помогала в саду - обрезала сухие ветки с фруктовых деревьев, белила известью стволы, рыхлила землю. Вечером встречала корову с пастбища, снова доила. И только после этого могла отдыхать с чистой совестью.

В первый месяц она держалась бодро. Ей очень хотелось доказать мужу, что она достойна его любви, подружиться с только что обретенными родственниками и заслужить расположение свекрови. Но устав за день, она чувствовала глухое раздражение, когда Анзур требовал любви. Приходилось уступать, и наутро Настя вставала разбитая, с тяжелой головой и отвратительным настроением.

- Чонам, ты стала совсем холодная, что с тобой происходит?

- Мне надо отдохнуть! - защищалась она.

- У нас все женщины работают, и никто не жалуется, - злился муж.

Настя тоже злилась - неужели он не понимает, как сильно она устает? Постепенно утомление накапливалось, силы таяли, и когда Анзуру пришлось уехать на неделю по делам семьи, она даже обрадовалась - наконец можно было выспаться!

Может, к лучшему?

Занятая с утра до ночи, Настя не замечала, как уходят ее красота и свежесть. Под глазами залегли тени, руки огрубели, а волосы стали тусклыми и ломкими без привычного ухода в салоне. Прическа теперь выглядела неряшливо.

- Ты заболела? - недовольно спросил вернувшийся Анзур. - Куда подевалась твоя красота?

Посмотри, на кого ты стала похожа?! Я брал тебя другой!

Он, в отличие от жены, выглядел веселым и отдохнувшим.

Настя сжала губы и выбежала из комнаты, чтобы не разреветься при нем. Ей было так обидно, хотелось пожаловаться кому-нибудь, пусть даже неласковой свекрови! Но встретив ее суровый взгляд, прикусила язык. Тут никто не поймет ее жалоб. Она здесь чужая, и никогда не станет родной. Свекровь говорит с ней по-русски только по делу - отдает распоряжения. А с другими невестками болтает на своем языке, они иногда весело смеются, не обращая внимания на Настю, не пытаясь вовлечь ее в беседу, не думая, как ей обидно.

За эти месяцы Насте удалось подружиться только с младшей сестрой Анзура. Гулча помогала ей учить язык, а Настя показывала ей, как укладывать волосы на европейский манер. Гулча могла выслушать и, несмотря на юный возраст, дать дельный совет.

Настя выбежала из дома, чтобы найти девушку и поговорить с ней, но внезапно вскрикнула от резкой боли в животе и кулем свалилась на землю. Тело скрутило, внутри резало и жгло, даже дышать стало больно. В глазах потемнело, и последнее, что услышала Настя, был чей-то крик о помощи...

Очнулась она в больнице. Врач объяснил, что произошел выкидыш, но запретил Насте расстраиваться - срок был маленький, а сама она молодая и здоровая, дети еще будут.

Настя слушала его безучастно, она еще не до конца осознала произошедшее. Сейчас она просто наслаждалась покоем больничной палаты, отдыхала за многие дни тяжелой работы. А еще много думала.

«Что это за жизнь, если больница кажется санаторием? - спросила она себя и себе же ответила: - Это не жизнь».

Побег

- Где мой паспорт? - спросила Настя, когда Анзур приехал забрать ее из больницы. - Я хочу съездить домой, навестить тетю.

- Твой дом здесь, - отрезал муж. - Ты моя жена и никуда не поедешь. Я так сказал!

Настя запаниковала. До этого момента она думала, что съездит, отдохнет, поговорит с тетей и вернется. Но теперь вдруг четко поняла, что не хочет больше жить в этой стране, в этой семье и с этим мужчиной. Она больше не чувствовала любви к мужу. Любовь ушла вместе с потерянным ребенком... Что же делать? Даже не потраченные деньги, которые подарила ей тетя и которые Настя хотела отложить для подарков, помочь не могли. Без паспорта ей не уехать.

В кишлаке все было по-прежнему, домочадцы трудились с утра до ночи, и никто не выказал Насте сочувствия. Только Гулча погладила ее по плечу при встрече и ободряюще улыбнулась.

- Не переживай, у тебя еще будут дети. Настя расплакалась. Гулча крепко обняла ее и забормотала что-то ласковое, утешительное.

- Помоги мне, - попросила она тихо, сквозь слезы. - Найди мой паспорт. Гулча отпрянула и оглянулась в испуге.

- Даже не думай убежать, - сердито сверкнула она глазами. - Ты жена моего брата!

Она быстро ушла, а Настя без сил опустилась на постель. Все, спасения ждать неоткуда.

На следующий день, ближе к вечеру, Гулча сама нашла Настю в хлеву и, воровато озираясь, протянула ей паспорт.

- Как ты смогла? - обрадовалась Настя. - И почему решила мне помочь?

- Мама нашла для Анзура невесту, она местная, - девушка вздохнула. - У нас такое бывает, мужчина может иметь двух жен. Официально, конечно, нет, но по традиции может. А ты другая, не наша, ты не сможешь это принять, я чувствую. Мне тебя жалко, ты хорошая...

- Вторую жену? О Господи... - Настя прижала к груди паспорт, слыша, как колотится сердце. - Спасибо, я тебя никогда не забуду... сестренка!

Дом встретил Настю уютным ароматом свежей выпечки - тетя Зоя расстаралась, напекла пирожков к приезду племянницы. Она накрывала на стол и ворчала, рассуждая о глупости некоторых девиц, которым не сидится дома и которые ищут для себя восточную сказку, но находят одни приключения... и обязательно добавляла: «На определенную часть своего тела!»

- Развод оформим быстро, - бубнила тетя, не переставая. - И не переживай, все плохое забудется, главное, ты дома.

Настя прошлась по квартире, заглянула в свою комнату, провела рукой по аккуратно застеленной кровати. Все вокруг было знакомым с детства и до боли родным. И даже добродушное ворчание тети Зои ласкало слух. Настя глубоко вдохнула и улыбнулась.

- Тетя, как там у нас говорят, не в свои сани не садись?

Тетя Зоя, смахнув слезу, только кивнула:

- Да уж, девонька, хватит, накаталась, будешь саночки теперь по себе искать. Ну, иди, обниму любительницу сказок мою...