Найти тему
Александр Седов

"Конец Вечности": американский киноман о советской кинофантастике

О советской кинофантастике Марк Коул писал не раз. Я уже знакомил читателей с переводом его рецензии на фильм «Кин-Дза-Дза». Тот отзыв вызвал бурные споры. И это логично. Мы смотрим на нашу фантастику со своей колокольни, американский киноман – со своей. Помнится, большинство сошлось на том, что картину Георгия Данелия, как бы к этой работе не относиться, нельзя вычеркнуть из истории советского кино. «Кин-Дза-Дза» – явление слишком крупное (на мой взгляд, даже выдающееся). Невозможно пройти мимо и не заметить. Но киноманство – такая штука, что иногда попадаются фильмы, которые в момент выхода оваций не снискали и ажиотажа не вызывали. Советский научно-фантастический фильм «Конец Вечности», снятый Адреем Ермашом в 1987-м по одноимённому роману Айзека Азимова, из их числа. До недавнего времени я и сам этой ленты не смотрел (полностью, уж точно), хотя был в курсе её существования.

А вот житель далёкого штата Пенсильвания успел найти, посмотреть и оставить небольшой отзыв на шесть лет раньше меня. Тут, вероятно, сыграло то обстоятельство, что на своём ютьюб-канале «Мосфильм» уже несколько лет оснащает фильмы английскими субтитрами. Весть об этом разнеслась среди западных киноманов со сверхсветовой скоростью. Поразительно здесь другое. Значительная часть русских комментариев едва ли не проклинает фильм «Вечность» (и здесь - ко 2 серии). Моему впечатлению от фильма Андрея Ермаша подобное никак не соответствует. Наоборот, считаю, что его фильм заслужил крепкую четвёрку – по пятибалльной шкале. Интересно, что если суммировать вал негативных комментариев, получится их взаимная аннигиляция: претензии одних зрителей нейтрализуются претензиями других.

«Единственное, что в этом фильме хорошее это советские актёры», – заявляют критиканы. «Актёры играют плохо», – резюмируют недовольные. Пишут, что фильм Андрея Ермаша вышел «диссидентским и антисоветским», что режиссёр замахивался на советский строй. А рядом отмечают, что фильм «Вечность» неожиданно актуален для современного капитализма, в котором мы живём. (Очень напоминает дискуссии вокруг «Кин-Дза-Дзы».) Комментаторы возмущены, что из фильма выброшены многие сцены романа, а с классикой жанра так не поступают. Другие, напротив, негодуют, что в фильме мало экшена, но много разговоров. Хотя как раз разговоров в романе Азимова более чем предостаточно, и этим он мне напоминает «Семнадцать мгновений весны» с блужданием Штирлица по Рейхсканцелярии, с посещением начальников и подчинённых.

Странно читать реплики от ревнителей творчества Айзека Азимова, которые высмеивают разного рода архаизмы в экранизации: коллекцию вырезок из рекламных журналов ХХ века, которую изучают герои (хотя именно так в романе), и «допотопный антураж будущего» (хотя Вечность это не будущее, а нечто совершенно иное). Нельзя не напомнить критикам, что роман был написан в 1955 году и уже на первых страницах сотрудники «Вечности» пользуются бумажными лентами с перфокартами. Режиссёр Андрей Ермаш проницательно заменил эти древние носители стёклышками размером с флешку.

У столь странной и противоречивой критики я могу найти лишь одно рациональное объяснение. Все негативные реплики написаны давними недоброжелателями Ермаша, но не режиссёра, а его папы, Филиппа Тимофеевича, руководителя Госкино СССР. Именно кумовство жарко обличали прогрессивные деятели с трибуны 5 съезда кинематографистов в 1986 году, целясь в руководство отрасли и рассчитывая его сместить. Им это удалось. Оба Ермаша исчезли с горизонта. Вместе с советской киноиндустрией. Нынче сынами-режиссёрами никого не удивить. Ах, если бы они ещё и кинофантастику снимали столь же глубокую по содержанию и оригинальную по форме.

-2

«Конец Вечности» из советского времени

автор: Марк Коул (Mark Cole), США – июль 2016 г.

Ссылка на английский текст:

https://rivetsontheposter.wordpress.com/2016/07/06/konets-vechnosti-the-end-of-eternity-1987/

Этот случай застал меня врасплох.

Я знал, что была советская экранизация романа Айзека Азимова «Конец вечности», мне даже попадались несколько ссылок на неё, но долго не находил время, чтобы увидеть. Однако первые же кадры оказались столь замечательными, что мне пришлось посмотреть весь фильм.

Первое же моё впечатление навело меня на мысль, что увиденное похоже на какой–то забытый фильм Терри Гиллиама – или, возможно, на потерянную картину Жана-Пьера Жёне и Марко Каро. Действие происходит в зоне за пределами нашего обычного времени, которая называется «Вечность», где группа людей, взятых из разных веков, под контролем «Вечности» работают вместе, чтобы создать идеальный мир, внося небольшие изменения в историю человечества.

-3

Их мир – это огромные заклёпки, массивные каменные головы и наклонные поверхности, покрытые бесконечными цифровыми индикаторами и множеством проводов, ламп и сложных устройств. Это мрачный и безрадостный мир, где все вечные подчинены строгой иерархии, а их жизнь посвящена совершенствованию тех, кто живет во «Времени» – реальном мире за пределами их, казалось бы, вневременного царства.

Молодой техник Эндрю Харлан очарован «первобытной» эпохой, существовавшей до рождения вечности, – этот предмет исследования обычно запрещён для вечных. Однако Совету Вечности – и коварному доктору Твисслу – нужны его знания, чтобы осуществить свой секретный план: отправить кого-то назад во времени, где он станет легендарным изобретателем технологии, которая питает их мир.

-4

Но план рушится, когда Эндрю встречается с женщиной из сорок восьмого века (она привлекательна и естественна, в отличие от «Вечности») и влюбляется в неё…

Именно о таком фильме мечтают поклонники научной фантастики: он сложный, с интригующей концепцией и хорошо проработанным загадочным сюжетом. Все мы, конечно, заранее знаем, чего ждать от экранизаций классического научно-фантастического романа, но эта каким-то образом избегает обычных ужасных ловушек. Наоборот, фильм превосходит любые наши ожидания и предположения благодаря своей удивительно точной адаптации первоисточника. Лишь концовка изменена, добавлен ещё один ироничный поворот в отношении происходящего.

-5

Возможно, это было снято для телевидения, но если это так, то выглядит намного лучше, чем любой телефильм, который я видел. Все декорации и конструкции превосходны – особенно центральная шахта и «колодцы», – одним словом, фильм полон превосходных идей.

Перед нами – второстепенная классика, одна из тех, которая нуждается в том, чтобы её посмотрело как можно больше зрителей. Но, к сожалению, этот фильм:

1 – на русском языке,

2 – с субтитрами,

и, несмотря на сюжет, напряжённость и драматические события конца истории, для слишком многих людей в этом фильме

3 – чересчур много разговоров и экспозиций.

Другими словами, фильм умный, вдумчивый и изо всех сил старается передать идеи, заложенные в первоисточнике как можно яснее и разумнее.

-6

Но это ещё не всё. В одной из сцен ближе к середине фильма, где Эндрю и девушка обсуждают Вечность, она указывает, что вечные настолько привержены улучшению мира в соответствии с тем, каким, по их мнению, ему надлежит быть, что не замечают, как вытесняют из жизни всё творчество и спонтанность. Все их усилия сделать мир совершенным... делают его посредственным.

Для советского гражданина, живущего в последние дни Империи Зла, не могло быть никаких сомнений в том, что это означало – а также, почему Эндрю решает дать Вечности пасть. Начиная с семидесятых и восьмидесятых годов, фантастика осмеливалась критиковать монолитное социалистическое государство под видом вымышленных миров.

-7

Какой замечательный фильм! Однако, к сожалению, кажется, что он абсолютно недоступен, кроме как в интернете. Он заслуживает гораздо большего.

В конце концов, не так уж просто припомнить научно-фантастические фильмы восьмидесятых, которые были бы также близки классике.

другие мои статьи и переводы: "День гнева": советская кинофантастика на американский взгляд / Есть кеце, дядя Вова! Зарубежный отзыв на "Кин-Дза-Дзу" / В защиту пацаков: американец о "Кин-дза-дзе" / Скрипач не нужен! - французский рецензент о "Кин-дза-дзе" /Фильм "Лунная радуга": взгляд американца / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / 35 фильму "Гостья из будущего" / Советский детектив о предателе - о фильме "Противостояние" / и т.д.

#фильмы ссср #кинофантастика #экранизации книг #мосфильм #советское кино #айзек азимов