Всем добрый день! Поздравим с днём рождения Фрунзе Мкртчяна (4 июля 1930). Советский и армянский актёр театра и кино.
Говорят, что Мкртчян в Армении спокойно мог бы прожить без денег и документов. Его так любили, что готовы были на рынках и в магазинах отдавать товар бесплатно. А вместо паспорта вполне могли бы сгодиться его грустные глаза и выдающийся профиль. Грустные глаза Мкртчяна в сочетании с талантом комедийного актера делали его невероятно популярным. Его обожали не только зрители, но и все коллеги.
У актёра было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь полководца Михаила Фрунзе. Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлёкся театром это затмило остальные увлечения. В 1945-м Фрунзик устраивается на работу в клуб текстильного завода помощником киномеханика. Параллельно он занимается в местном драмкружке, затем Мкртчяна приняли в студию Ленинаканского драматического театра, где он учился на протяжении года. Позже он окончил Ереванский театрально-художественный институт и в 1947-м его пригласили в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.
Тогда же дебютировал в кинематографе, где ему предложили небольшую роль в ленте «Тайна озера Севан». После окончательного монтажа картины в кадр попала только нога артиста. Зато на театральных подмостках Фрунзик блистал, зрители старались не пропустить ни одной премьеры с его участием. Настоящим кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме «Парни музкоманды» (1960), позже он сыграл роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии и пирата в фильме Ролана Быкова «Айболит-66», где вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей. И дальше талант актёра раскрылся в полной мере: режиссёры наперебой приглашают Мкртчяна в свои фильмы. В том же году вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. Новому витку популярности Мкртчяна способствовала комедия Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актёрский дуэт.
Дальше были: «Солдат и слон» (1977) Дмитрия Кесаянца, «Суета сует» (1979) Аллы Суриковой, «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, «Одиноким предоставляется общежитие» (1983) Самсона Самсонова — яркие, запоминающиеся роли. Последний раз Фрунзик снимается в кино в 1987, фильм «Как дома, как дела?» Самвела Гаспарова.
Удачливому в кинокарьере, в личной жизни Мкртчяну не так везло. Самый счастливый для него был второй брак, любимая, обожаемая жена, двое детей. Но со временем у Донары Мкртчян развилось наследственное психическое заболевание, врачи были бессильны помочь, последние 25 лет супруга Мкртчяна провела в психиатрических больницах Франции и Армении. Актёр очень переживал, но о его проблемах знали только близкие; в кино поклонники видели весёлого ироничного актёра.
В 2011 в городе Дилижане на севере Армении был установлен памятник-фонтан, посвящённый героям "Мимино", работы Армена Варданяна; также героям «Мимино» установлен памятник в центре Тбилиси, работы Зураба Церетели.
Альберт Мкртчян, брат, режиссёр: «Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты "Нью-Йорк таймс". "Пять минут молчания Мгера Мкртчяна" называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».